Кто должен сдавать декларацию об отходах

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто должен сдавать декларацию об отходах». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Декларацию о готовых товарах сдают производители или импортеры товаров, которые утилизируют после утраты потребительских свойств, – текстиля, одежды, электронной бытовой техники и т. п. Перечень таких товаров утвержден распоряжением Правительства от 31.12.2020 № 3721-р.
За предыдущий год отчет необходимо сдать не позднее 1 апреля текущего года.
Производители товаров сдают декларацию в территориальный орган Росприроднадзора по месту регистрации производителя. Импортеры товаров – в Федеральную службу Росприроднадзора. В случае если юридическое лицо или ИП одновременно является производителем товаров и импортером товаров, декларацию представляют в Федеральную службу Росприроднадзора (положение, утв. постановлением Правительства от 24.12.2015 № 1417). Декларацию необходимо направить в электронном или бумажном виде.

Штрафы за несдачу отчётности в Росприроднадзор

Если компания не сдаст отчёты в Росприроднадзор вовремя, она будет оштрафована. Штраф последует и в том случае, если предприниматель вовремя не внесёт плату за НВОС или не оплатит экологический сбор.

Документ Наказание Регулирующие документы
Декларация о плате за НВОС Для граждан: штраф от 500 рублей до 1 тысячи рублей. Для должностных лиц: штраф от 3 до 6 тысяч рублей. Для юридических лиц: штраф от 20 до 80 тысяч рублей. Статья 8.5 КоАП РФ
Отчёт по программе ПЭК
Декларация о воздействии на окружающую среду
Отчёты по форме 2-ТП: воздух, отходы, рекультивация Для должностных лиц: штраф от 10 до 20 тысяч рублей. Для юридических лиц: штраф от 20 до 70 тысяч рублей. Статья 13.19 КоАП РФ
Декларация о количестве выпущенных в обращение товаров (упаковки) Для должностных лиц: штраф от 3 до 6 тысяч рублей. Для ИП: штраф от 50 до 70 тысяч рублей. Для юридических лиц: штраф от 70 до 150 тысяч рублей. Статья 8.5.1 КоАП РФ
Отчёт о выполнении норматива утилизации
Расчёт экологического сбора
Неуплата экологического сбора Для должностных лиц: штраф от 5 до 7 тысяч рублей. Для ИП: штраф в трёхкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров или упаковки (не менее 250 тысяч рублей). Для юридических лиц: штраф в трёхкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров или упаковки (не менее 500 тысяч рублей Статья 8.41.1 КоАП РФ
Неуплата за НВОС Для должностных лиц и ИП: штраф от 3 до 6 тысяч рублей. Для юридических лиц: штраф от 50 до 100 тысяч рублей. Статья 8.41 КоАП РФ

Что будет, если не заплатить и не подать декларацию

…Если заплатили недостаточно или невовремя

За несвоевременную или неполную оплату за НВОС КоАП РФ (статья 8.41) предусматривает штраф в размере 3 000–6 000 руб. для должностных лиц и 50 000–100 000 руб. для юридических лиц.

Помимо этого, пункт 7 статьи 16.4 федерального закона № 7-ФЗ предусматривает пени за каждый день просрочки оплаты за НВОС, в том числе авансовых платежей. Размер пени составляет 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ, актуальной на день уплаты, но не более 0,2% за каждый день просрочки.

…Если не подали декларацию или подали с нарушениями

Нарушением будет считаться, если природопользователь умышленно исказил, сокрыл или несвоевременно сообщил полную и достоверную информацию, которая должна содержаться в декларации. За это КоАП РФ (статья 8.5) предусматривает штрафы в размере 3 000–6 000 руб. для должностных лиц и 20 000–80 000 руб. для юрлиц.

Как поставить на учёт объект НВОС

Если на предприятии есть источники загрязнения природы, их вносят в реестры Росприроднадзора не позднее шести месяцев с начала эксплуатации. Для этого подают заявку одним из способов:

  • в электронном виде — через личный кабинет природопользователя в разделе «Поставить объект на учёт» или через сайт госуслуг;
  • на бумаге — лично в территориальный Росприроднадзор или почтой с описью вложения и уведомлением о получении.
Читайте также:  Статус малоимущего в Москве в 2024 году

Как рассчитать платежи за НВОС

Для расчёта платы понадобятся разработанные организацией нормативы допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и образования отходов или временные разрешения.

По объектам III категории нормативами считаются количество выбросов (сбросов), указанные в отчёте о результатах ПЭК. Исключение — выбросы и сбросы радиоактивных, высокотоксичных и других опасных веществ.

Ответственность и штрафы

  • За невнесение платы или за просроченный платеж законом налагаются штрафные санкции (КоАП РФ, статья 8.41) на должностное лицо в размере 3 000 — 6 000 рублей, на организацию – от 50 000 до 100 000 рублей.
  • За несоставленную, непредоставленную в срок декларацию НВОС (КоАп РФ, статья 8.5) компанию могут оштрафовать на сумму от 20 000 до 80 000 рублей, а ответственных должностных лиц – от 3 000 до 6 000 рублей.

Если документ не был предоставлен в установленный срок или в отчете для Росприроднадзора, составленном по форме 2-ТП (отходы), были указаны искаженные данные, это может грозить административным штрафом в размере:

  • 10-20 тысяч рублей – для должностных лиц;
  • 20-70 тысяч рублей – для юридических лиц.

Правила зачета (возврата) переплаты за НВОС

Сумма излишне уплаченной (взысканной) платы за НВОС согласно п. 36 Правил исчисления и взимания платы за НВОС подлежит зачету в счет предстоящих платежей лица, обязанного вносить плату, либо возврату этому лицу. Здесь же отмечено, что зачет (возврат) данной суммы осуществляется в заявительном порядке, то есть на основании заявления лица, обязанного вносить плату, не позднее трех месяцев с даты получения соответствующего заявления. Но конкретную процедуру зачета (возврата) эти правила не определяют.

Порядок зачета и возврата излишне уплаченной (взысканной) платы за НВОС утвержден Приказом Росприроднадзора от 20.06.2019 № 334 (далее – Порядок № 334) и действует с 07.09.2019. Он введен в соответствии с п. 2 ст. 16.5 Закона № 7-ФЗ.

Круг плательщиков сбора

Оплата сбора предусматривается за негативное влияние на окружающую среду (НВОС). К числу такого влияния относят:

  • выбросы стационарных объектов, которые загрязняют атмосферу;
  • сброс загрязнителей в водные объекты;
  • размещение отходов (хранение утилизированных продуктов) потребления, производства.

Плательщиками сбора признаются (применительно к ст. 16.1 ФЗ № 7, ст. 23 ФЗ № 89 от 24.06.1998 (акт. ред. — 02.07.2021), разъяснениям Росприроднадзора в письме № АА-06-02-31/370 от 11.01.2019):

  1. ИП, юрлица, занятые деятельностью, которая негативно влияет на окружающую среду либо связана с образованием отходов (помимо ТКО).
  2. Региональные операторы (юрлица) по обращению с ТКО, с которыми все потребители (юрлица, физлица) заключают договор для оказания соответствующих услуг.
  3. Операторы по обращению с ТКО, которые занимаются деятельностью по их размещению.

Юрлица, ИП высвобождаются от уплаты, если в процессе их деятельности образуются отходы, но они оформили договор с оператором для их размещения на специальных объектах, где негативное воздействие исключается. Если в субъекте РФ нет регионального оператора, платит сбор оператор по обращению с ТКО. Это может быть как организация, так и предприниматель, который размещает ТКО, т. е. собирает, обрабатывает, транспортирует, обезвреживает, утилизирует эти отходы.

Крайний срок уплаты сбора за отчетный 2021 год заканчивается 01.03.2022 года, а сдачи декларации — 10.03.2022 года. Порядок внесения платы определяет ФЗ № 7 от 10.01.2002 (акт. ред. — 30.12.2021), а подачи декларации — Приказ Минприроды № 1043 от 10.12.2020.

Исчисляют сумму сбора с применением норм ПП № 255 от 03.03.2017(акт ред. — 17.08.2020). При этом используют ставки, утвержденные:

  1. ПП № 913 от 13.09.2016 (акт. ред. — 24.01.2020). Для расчетов в 2020-201 гг. берут ставки за 2018 год с добавочным коэффициентом 1,8.
  2. ПП № 758 от 29.06.2018 (акт. ред. — 16.02.2019) — для малоопасных отходов.

Кто и в каком виде должен сдавать отчетность по отходам

Согласно последним правкам, внесенным в Федеральный закон N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», нормирование в области обращения с отходами для различных компаний и предприятий на текущий момент организовано следующим образом:

  • юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые реализуют деятельность на объектах I категории: для них нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды;
  • юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые реализуют деятельность на объектах II категории: должны включать информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в Декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды;
  • юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые реализуют деятельность на объектах III категории: в уведомительном порядке предоставляют в надзорные органы отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов;
  • при осуществлении деятельности на объектах IV категории, разработка нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов не требуются.
Читайте также:  Как забрать исполнительный лист у судебных приставов после закрытия дела

Таким образом, исходя из действующего законодательства, «Отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов для малого и среднего бизнеса» не нужно сдавать тем предприятиям и организациям, которые производят категории наиболее опасного класса отходов. Для них в данной области действует иное законодательство и составляется более сложная отчетность. Не должны сдавать отчет о размещении отходов и те, кто производит экологически безвредный мусор. Примерами таких организаций являются школы, детские сады и пр.

Отчет об утилизации сдают организации, в процессе деятельности которых могут образоваться товары и упаковки, которые нужно утилизировать после утраты потребительских свойств, – упаковки из металла, картона, стекла, дерева и т. п. Перечень таких товаров утвержден распоряжением Правительства от 31.12.2020 № 3721-р.
За предыдущий необходимо сдавать отчет не позднее 1 апреля текущего года.
Если организация производит товары, отчет сдают в территориальное отделение Росприроднадзора по месту регистрации. Если товары импортируют, отчет нужно сдавать непосредственно в Росприроднадзор. Отчет направляется в бумажном или электронном виде.
Форма отчета и порядок его заполнения утверждены постановлением Правительства от 03.12.2020 № 2010.

Отчет по форме 2-ТП (водхоз) сдают организации и ИП, которые:
— сбрасывают сточные воды;
— осуществляют забор 50 м3 воды в сутки и более из водных объектов, кроме сельскохозяйственных объектов;
— получают воду из системы водоснабжения объемом 300 м3 в сутки и более для любых видов использования, кроме производства сельскохозяйственной продукции;
— получают воду из системы водоснабжения объемом 150 м3 и более для производства сельскохозяйственной продукции;
— имеют системы оборотного водоснабжения мощностью 5000 м3 и более в сутки. Не зависит от объема забираемой воды в сутки.
За предыдущий год отчет сдается не позднее 22 января текущего года.
Отчет по форме необходимо сдать в территориальный орган Росводресурсов. Форма отчетности 2-ТП (водхоз) «Сведения об использовании воды» утверждена приказом Росстата от 27.12.2019 № 815.

Что меняется в форме декларации с 1 марта 2023 года

Минприроды Приказом № 624 утвердило новый бланк в связи с поправками в 7-ФЗ, которые также начнут действовать с 1 марта 2023 года. Закон об охране окружающей среды дополнен статьей 51.1 «Требования при обращении с побочными продуктами производства».

Что это значит для природопользователей. Побочные продукты производства (ППП) — вещества или предметы, образующиеся при производстве основной продукции и пригодные как сырье или потребительские товары. Например, на швейных производствах образуются обрезки ткани, которые потом можно пустить на переработку или использовать при изготовлении разных текстильных изделий.

Юридические лица и ИП по новым правилам должны будут вести обособленный учет побочных продуктов производства и включать их в программу производственного экологического контроля (ПЭК). ППП не относятся к отходам, кроме двух случаев:

  • собственник сам отправил их на свалку;
  • они не были использованы как сырье или переданы третьим лицам в течение трех лет.

Общая информация: экологическая отчетность 2021

Ежегодно, начиная с 2010 года, после новогодних праздников предприятия-субъекты малого и среднего бизнеса в срок до 15 января должны были успеть подать отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов субъектами малого и среднего предпринимательства. Приказ Минприроды РФ от 16.02.2010 № 30 устанавливает порядок сдачи данной отчетности для субъектов МСП, эксплуатирующих объекты НВОС, относящиеся к федеральному уровню экологического надзора. Если объект отнесён к региональному уровню надзора – отчётность подается согласно порядку представления и контроля отчетности, установленному на местном уровне уполномоченным органом власти. В конце 2021 года возник вопрос – нужно ли сдавать данный отчет с учетом всех произошедших изменений?

Согласно ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в новом редакции нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, и входят в состав комплексного экологического разрешения и декларации о воздействии на окружающую среду соответственно. С 01.01.2019 г. юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, представляют в уполномоченный орган исполнительной власти в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов. При осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах IV категории разработка нормативов и лимитов и представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов не требуются.

Читайте также:  Пособие ребенку инвалиду в Москве в 2024 году

Данные положения вступили в полную силу 1 января 2021 года. До этого срока в статье 18 указывалось, что субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы, представляют отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов. Соответственно, после некоторых сомнений большинство предприятий МСП в большинстве регионов РФ все же сдали отчётность МСП по форме приказа № 30 либо региональных приказов. При этом форма отчётности, которую должны сдавать предприятия, эксплуатирующие объекты III категории, так и не была установлена. Сдав отчётность по старой форме в качестве субъектов МСП в последний раз, предприятиям остается ждать нового нормативно-правового акта, который утвердит новую форму отчётности. Кроме того, согласно положениям Федерального закона № 219-ФЗ, предприятия, эксплуатирующие объекты III категории, должны будут сдавать аналогичную отчетность о воздействии на атмосферный воздух. Ее форма тоже пока отсутствует.

Кому необходимо сдавать декларацию о плате за НВОС

Декларацию о плате за НВОС подают все природопользователи объектов, включенных в 1–3 категории опасности. Это необходимо сделать, если в ходе работы хозяйствующего субъекта в природные водоемы или в канализацию сбрасываются промышленные стоки, на производственных площадках есть стационарные источники загрязнения атмосферного воздуха. Также она обязательна, если из-за деятельности предприятия образуются промышленные отходы.

Подавать документ нужно всем природопользователям, независимо от формы их работы – это требование касается как юрлиц, так и ИП. Однако если в ходе работы организации образуется только твердые коммунальные отходы (ТКО), платеж за которые вносит региональный оператор, то дополнительно платить за них не нужно.

Если объект отнесен к 4-й категории опасности, то природопользователю также не требуется заполнять и отправлять декларацию о плате за НВОС.

Преимущества сотрудничества с ГК «Лаборатория»

ГК «Лаборатория» предлагает полный комплекс услуг по проведению лабораторных исследований промышленных выбросов, сточных вод, а также промышленных отходов. Их анализ дает возможность установить степень причиненного природе ущерба, на основе полученных данных рассчитывается плата.

Также при участии наших опытных и надежных партнеров в сфере экологической документации мы сможем помочь вам правильно составить саму декларацию о плате за НВОС под ключ.

Воспользоваться нашими услугами стоит по нескольким причинам:

  • цены на услуги примерно на 20 % ниже, чем у конкурентов. Мы привлекаем к работе одновременно несколько лабораторий, это дает возможность уменьшить издержки;
  • работаем по всей территории страны. К исследованиям привлекается сеть лабораторий, они есть в каждом регионе РФ;
  • широкая область аккредитации. Мы работаем со всеми видами загрязняющих веществ, присутствующих в атмосферном воздухе и сточных водах. В результате будет подготовлена вся необходимая информация для заполнения декларации о плате за НВОС;
  • система поиска лабораторий. Мы подберем подходящий лабораторный комплекс для анализа редких показателей загрязнения любой среды. Это займет не более трех дней, что позволит ускорить подготовку декларации.

ГК «Лаборатория» работает в области исследований негативного воздействия на окружающую среду уже больше 10 лет. При необходимости сеть аккредитованных лабораторных комплексов проведет нужные виды исследований в сжатые сроки – вы получите требуемый результат в срок от 3 рабочих дней.

Основание:

  1. Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;
  2. Постановление Правительства РФ от 08.10.2015 N 1073 «О порядке взимания экологического сбора»;
  3. Постановление Правительства РФ от 08.12.2015 N 1342 «Об утверждении Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров»;
  4. Постановление Правительства РФ от 24.12.2015 N 1417 «Об утверждении Положения о декларировании производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки»

Кому нужно делать:

Все производители товаров, импортеры товаров.

Сроки:

  1. до 1 апреля года, следующего за отчетным, предоставить:
    • Декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год товаров, в том числе упаковки таких товаров, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств;
    • Отчетность о выполнении нормативов утилизации.
  2. до 15 апреля года, следующего за отчетным, необходимо предоставить форму расчета экологического сбора и оплатить экологический сбор.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *