Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Оформление перевода иного движимого имущества в особо ценное в бюджетном учреждении.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В методических указаниях о порядке применения форм первичных документов, утверждённых Приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н, отсутствует унифицированная форма для изменения категории основного средства с иного движимого на ОЦДИ или наоборот. Оформить такую операцию можно бухгалтерской справкой (ф. 0504833), отразив её в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов. Также может применяться накладная на внутреннее перемещение объектов нефинансовых активов (ф. 0504102). Применение этого документа при перемещении основных средств в состав ОЦДИ нужно закрепить в учётной политике.
Как отражается стоимость ОЦДИ на счете 0 210 06 000 «Расчеты с учредителем»?
В свою очередь, бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, которое находится у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение может распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено Законом о некоммерческих организациях.
В силу п. 116 Инструкции № 174н, п. 119 Инструкции № 183н для учета имущества, которым учреждение не вправе самостоятельно распоряжаться, предназначен счет 0 210 06 000. Балансовая стоимость особо ценного имущества отражается на этом счете.
Корреспонденция по счету 0 210 06 000, приведенная в инструкциях № 174н, 183н, отличается от той, которая содержится в Письме Минфина РФ от 18.09.2012 № 02-06-07/3798. Письмо не является нормативным актом, в отличие от названных инструкций. По корреспонденции счетов, указанной в п. 116 Инструкции № 174н и п. 119 Инструкции № 183н, счет 0 210 06 000 не закрывается. В связи с некорректным отражением данных операций в бухгалтерском учете и отчетности Минфин выпустил данное письмо. Также были разработаны проекты внесения изменений в инструкции № 174н и 183н, которые так и не стали нормативными актами. Информация, приведенная в проектах и названном письме, идентична. Приказом Минфина РФ от 26.10.2012 № 139н были внесены поправки в Приказ Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений». Согласно данным изменениям заполнить введенные этим приказом формы можно, только если отражать операции по счету 0 210 06 000 в порядке, установленном Письмом Минфина РФ № 02-06-07/3798.
Приведем пример отражения в учете операций с особо ценным движимым имуществом.
Пример 2
Медицинское учреждение получило от учредителя имущество, ранее находившееся в эксплуатации. Согласно акту приема-передачи (ф. 0306001) балансовая стоимость оборудования составляет 350 000 руб. Сумма начисленной амортизации – 90 000 руб. По истечении некоторого времени имущество было передано другому бюджетному учреждению, подведомственному тому же учредителю. Сумма начисленной на оборудование амортизации за время его эксплуатации учреждением составила 70 000 руб. Цифры в примере условные. Предположим, что передаваемое и получаемое имущество отражается по счету 4 101 26 000.
Пределы самостоятельности бюджетного учреждения в распоряжении имуществом.
В соответствии с федеральным законодательством о некоммерческих организациях бюджетное учреждение вправе самостоятельно распоряжаться имуществом, которое: 1) не относится к особо ценному движимому имуществу, закрепленному за учреждением собственником имущества, или приобретенному за счет средств, выделенных учреждению собственником на приобретение такого имущества; 2) не относится к недвижимому имуществу[1]. Распоряжение имуществом этих двух категорий осуществляется при согласии собственника. Однако в силу того же законодательства любое имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления[2], а потому никакого особо ценного движимого имущества, которое не было бы закреплено за учреждением на данном праве (как, впрочем, и любого другого имущества), у учреждения быть не может.
В то же время в гражданском законодательстве декларируется право бюджетного учреждения самостоятельно распоряжаться любым имуществом, приобретенным на средства от приносящей доходы деятельности (то есть на средства, полученные от оказания платных услуг или выполнения платных работ)[3], но, опять же, правовое противоречие есть и здесь – в федеральном законодательстве о некоммерческих организациях и в том же гражданском законодательстве установлен запрет на самостоятельное распоряжение бюджетным учреждением любым недвижимым имуществом[4]. Таким образом, с учетом всех этих противоречий на практике можно вести речь о существовании у бюджетного учреждения однозначного права самостоятельно распоряжаться только тем движимым имуществом, которое не относится к категории особо ценного движимого. Распоряжаться другим имуществом бюджетное учреждение может только с согласия собственника.
Также отметим: хотя в федеральном законодательстве не существует определения понятия «распоряжение имуществом», по общему правилу под этим распоряжением понимается продажа имущества, сдача его в аренду или безвозмездное пользование, использование в качестве залога (например, при получении банковского кредита).
Особо ценное движимое имущество.
В отношении бюджетных учреждений федеральное законодательство о некоммерческих организациях определяет особо ценное движимое имущество как «движимое имущество, без которого осуществление БУ своей уставной деятельности будет существенно затруднено»[5]. Перечни такого имущества устанавливаются соответствующими органами, выполняющими функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, с учетом положений Постановления Правительства РФ № 538[6]. При этом данные перечни могут устанавливаться категориально для всех учреждений, подведомственных конкретному органу, выполняющему функции и полномочия учредителя, а могут – для конкретных учреждений. В последнем случае перечень содержит конкретные имущественные объекты с наименованиями, инвентарными номерами, балансовой стоимостью и прочей информацией.
Как движимое имущество перевести в недвижимое имущество
Основной критерий, по которому суд выносит положительное решение или отказывает в иске – это наличие на имущество правоустанавливающих документов, свидетельствующих о его использовании и статусе. Влияние на исход дела также решает экспертиза – выводы специалиста по конкретному объекту.
Категории движимого и недвижимого имущества важно учитывать при расчете налога на имущество физических и юридических лиц. С 1.01.2022 г. юридические лица, которые принимают на баланс имущество, в том числе подержанное и (или) модернизированное освобождаются от уплаты имущественного налога. Объекты основных средств учитываются при бухгалтерском учете. Подобное правило не распространяется на физических лиц, которые платят налог за земельные участки, хозяйственные постройки и т.д. Чтобы выяснить: как движимое имущество перевести в недвижимое имущество важно учитывать, что в административном порядке перевод невозможен.
Перевод ангара из недвижимого в движимое имущество
Возможность доказать в суде апелляционной инстанции, что спорное имущество не является недвижимым зависит от характера спора. К примеру, если зарегистрированное право на недвижимость не оспаривается, то у суда могут отсутствовать основания делать вывод, что данное имущество относится к движимому. В тоже время, установить является ли спорное имущество движимым или нет, можно с помощью судебной экспертизы – см. Постановление ФАС ЦО от 30.01.2022 № А14-4180/2022, Постановление АС МО от 28.09.2022 № А40-107311/2022, Постановление ФАС МО от 25.01.2022 № А40-38193/10-31-330.
При этом следует помнить, что ходатайство о проведении экспертизы можно заявить в суде первой или апелляционной инстанции до объявления председательствующим в судебном заседании исследования доказательств законченным (ч. 1 ст. 164 АПК РФ) – см. «Новое постановление Пленума ВАС РФ об экспертизе».
Сравнение учета в бюджетном и автономном учреждении
В учреждениях обоего вида имущество не является собственностью некоммерческой организации, а передано на ответственное управление. Порядок распоряжения имущества аналогичен. Организации не имеют права распоряжаться особо ценным имуществом без согласования с учредителем. Стоимостные параметры отнесения имущества к особо ценному совпадают.
Отличие состоит в ответственности по обязательствам. Автономные учреждения не отвечает по долгам имуществом, приобретенным за счет внебюджетных поступлений, бюджетные учреждения обязаны отвечать особо ценным имуществом, полученным от ведения деятельности.
Разница в учете ОЦДИ состоит в лицах, составляющих перечни имущества. В бюджетных учреждениях определением списка имущества занимается учредитель, в автономных учреждениях – только в организациях федерального уровня. На остальных уровнях бюджета перечень имущества составляют органы исполнительной власти.
Для чего производится списание ОС?
Основные технические средства, числящиеся на основном балансе предприятия, облагаются налогами на имущество. Если техническое средство реально устарело, оно не может приносить определенный доход учреждению, а дальнейшее восстановление по каким-либо причинам невозможно, то лучше произвести его списание баланса с целью прекращения оплаты обязательных налогов.
В некоторых учреждениях с целью принятия окончательного решения о списании имущество направляются в Росимущество, эта организация признана официальным собственником в отношении технических средств, находящихся в федеральной собственности. Если цена объекта ОС не превышает показатель в 3000 р., то учреждению не требуется согласование о списании с органом Росимущества. Если стоимость списываемого объекта находится в пределах о т 3000 до 200 тыс.р., то без согласования тут не обойтись.
Ознакомиться с основами учета списания основных средств можно в видеоролике.
Что не относится к объектам ОС
В пункте 39 инструкции 157н сказано, что к ОС не относятся: предметы, служащие менее 12-ти месяцев, независимо от их стоимости и материальные объекты имущества, относящиеся к материальным запасам, находящиеся в пути или числящие в составе незавершенных капитальных вложений, готовой продукции (изделий), товаров.
Согласно п 7 СНГ ОС к основным средствам не относятся:
-
непроизведенные активы;
-
имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну, если иное не предусмотрено Стандартом;
-
материальные ценности, в том числе объекты недвижимого имущества, предназначенные для продажи и (или) учитываемые в составе запасов;
-
материальные ценности, в том числе объекты незавершенного строительства, числящиеся в составе капитальных вложений;
-
биологические активы.
Перевод иного движимого имущества в особо ценное в программах 1С
Общие критерии отнесения имущества к особо ценному движимому имуществу определены Постановлением № 538. На основании этого документа в каждом ведомстве, субъекте РФ, муниципальном образовании для подведомственных учреждений установлены свои порядки, которыми, в частности, определены стоимостные критерии имущества и конкретные виды имущества, относящегося к ОЦДИ, а также порядок формирования перечня ОЦДИ.
Так, перечень ОЦДИ федеральных государственных автономных учреждений, подведомственных Минспорту, установлен Приказом Минспорта РФ от 02.02.2017 № 61. В данный перечень включаются следующие категории имущества:
-
Вычислительная техника.
-
Информационное оборудование.
-
Машины и иное оборудование.
-
Оборудование систем связи.
-
Оргтехника.
-
Производственный и хозяйственный инвентарь.
-
Средства измерения и управления.
-
Транспортные средства.
Этим же приказом утверждена форма, по которой составляется перечень ОЦДИ учреждениями, подведомственными Минспорту. В ней выделены:
-
имущество, балансовая стоимость которого превышает 500 000 руб.;
-
иное движимое имущество, без которого осуществление федеральным государственным бюджетным (автономным) учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено;
-
имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Ведение перечней ОЦДИ производится учреждениями на основании сведений бухгалтерского учета о полном наименовании объекта, отнесенного в установленном порядке к особо ценному движимому имуществу, его балансовой стоимости и об инвентарном (учетном) номере (при его наличии) (п. 5 Порядка № 538).
По общим правилам решение учредителя об отнесении имущества к категории особо ценного движимого имущества принимается одновременно с принятием решения о закреплении указанного имущества за автономным учреждением или о выделении средств на его приобретение (п. 4 ст. 3 Федерального закона № 174-ФЗ).
При этом необходимо обратить внимание на разъяснения Минфина, приведенные в Письме от 18.11.2011 № 02-03-10/5026: если ОЦДИ приобретено за счет собственных средств и используется учреждением для выполнения государственного (муниципального) задания, учредителем может быть рассмотрен вопрос о его закреплении за учреждением. Закрепление имущества за учреждением осуществляется по решению учредителя, принятому в порядке, установленном законодательством РФ. Таким имуществом учреждение без согласия собственника уже не вправе распоряжаться. Примером тому является случай, когда при изменении типа бюджетного учреждения – получателя бюджетных средств на автономное учреждение – получателя субсидий имущество, приобретенное за счет приносящей доход деятельности, закреплялось за учреждением и включалось в перечень ОЦДИ.
В силу п. 5 ст. 3 Федерального закона № 174-ФЗ автономные учреждения обязаны вести в установленном порядке обособленный учет:
1) недвижимого имущества, закрепленного за автономным учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества;
2) особо ценного движимого имущества.
В целях бухгалтерского учета нефинансовых активов инструкциями № 157н[2], 183н[3] предусмотрены счета:
-
0 101 00 000 «Основные средства»;
-
0 102 00 000 «Нематериальные активы»;
-
0 104 00 000 «Амортизация»;
-
0 105 00 000 «Материальные запасы»;
-
0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы».
К указанным счетам применяются аналитические группы синтетического счета объектов учета, в частности:
-
10 «Недвижимое имущество учреждения»;
-
20 «Особо ценное движимое имущество учреждения»;
-
30 «Иное движимое имущество учреждения».
Операции на указанных счетах отражаются в зависимости от источника приобретения имущества по соответствующим кодам вида финансового обеспечения, в частности:
-
2 – собственные доходы (приносящая доход деятельность);
-
4 – субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;
-
5 – субсидии на иные цели;
-
6 – субсидии на цели осуществления капитальных вложений;
-
7 – средства по обязательному медицинскому страхованию.
Если расходы, связанные с приобретением (созданием) основных средств или нематериальных активов, произведены по КВФО 5, 6, вложения в указанные объекты учета, отраженные на соответствующих счетах 5 (6) 106 20 000, необходимо перевести на КВФО 4 (счет 4 106 20 000). Принятие к учету объектов основных средств и нематериальных активов по КВФО 5, 6 не допускается, такие операции отражаются по КВФО 4 (по дебету счетов 4 101 20 000, 4 102 20 000 и кредиту счета 4 106 20 000).
Таким образом, на счетах бухгалтерского учета имущество, в отношении которого учреждение не имеет права самостоятельного распоряжения, обособляется следующим образом:
-
закрепленное за автономным учреждением собственником этого имущества, в том числе при изменении типа учреждения, отражается на соответствующих счетах аналитического учета счетов 4 101 10 000, 2 101 10 000 (в части недвижимого имущества), 4 10х 20 000, 2 10х 20 000, 7 10х 20 000 (в части ОЦДИ);
-
приобретенное автономным учреждением за счет выделенных собственником имущества средств (учитывается на счетах 4 101 10 000 (в части недвижимого имущества), 4 10х 20 000 (в части ОЦДИ).
Помимо этого, инструкциями № 157н, 183н предусмотрено, что балансовая стоимость имущества, которым учреждение не вправе самостоятельно распоряжаться, отражается на счете 0 210 06 000 «Расчеты с учредителем».
При ведении учета нематериальных активов в 2022 году всем организациям бюджетной сферы необходимо руководствоваться положениями:
- Федерального стандарта «Нематериальные активы», утв. приказом Минфина России от 15.11.2019 N 181н;
- Инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н.
В части бухгалтерских записей организации бюджетной сферы пользуются:
- Инструкцией, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н для казенных учреждений и органов власти (местного самоуправления);
- Инструкцией, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н для бюджетных учреждений;
- Инструкцией, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н для автономных учреждений.
Кроме того, Минфин России периодически доводит системные письма, в которых на данный момент и выражаются ключевые изменения в учете. Это:
- Методические рекомендации по применению Стандарта «Нематериальные активы», доведенные письмом Минфина России от 30.11.2020 № 02-07-07/104384 (далее — Методические рекомендации);
- В дополнение к Методическим рекомендациям по применению Стандарта «Нематериальные активы» доведено письмо Минфина России от 02.04.2021 № 02-07-07/25218 (далее — Дополнение к Методическим рекомендациям).
К нематериальным активам относятся*(1) объекты нефинансовых активов, в отношении которых у организации бюджетной сферы возникли:
- исключительные права;
- неисключительные права — права в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права на такой актив.
Особо ценное движимое имущество бюджетного учреждения
Критерии отнесения имущества к особо ценному движимому имуществу (ОЦДИ) установлены пунктом 4 постановления Правительства РФ от 26 июля 2022 г. № 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества».
- для федеральных учреждений — размер, установленный федеральными органами государственной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в отношении соответствующих федеральных бюджетных учреждений в интервале от 200 до 500 тыс. руб.;
- для бюджетных учреждений субъекта РФ — размер, установленный нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в интервале от 50 до 500 тыс. руб.;
- для муниципальных учреждений — размер, установленный нормативным правовым актом местной администрации в интервале от 50 до 200 тыс. руб.;
Учет операций с особо ценным движимым имуществом в медицинских учреждениях
В свою очередь, бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, которое находится у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение может распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено Законом о некоммерческих организациях.
В силу п. 116 Инструкции № 174н, п. 119 Инструкции № 183н для учета имущества, которым учреждение не вправе самостоятельно распоряжаться, предназначен счет 0 210 06 000. Балансовая стоимость особо ценного имущества отражается на этом счете.
Особо ценное движимое имущество пример
Также это делает более наглядным определение возможностей по оперированию имуществом, которым располагает непосредственно руководящий состав предприятия. Инструкции и ограничения О правилах ведения учета особо ценного имущества гласят инструкции, на государственном уровне принятые под номерами 174н, 183н.
Основные моменты инвентаризации: Пошаговый порядок действий Описание или характеристика операции Осмотр имущества Осуществляется проверка наличия, сверка с технической документацией Определяются причины списания Основаниями для списания выступают моральный, физический износ, утрата полезных качеств, разрушение в связи со стихийным бедствием или выходом из строя Принимается решение о целесообразности дальнейшей эксплуатации Комиссия должна определить возможность доработки, дооборудования, ремонта, использования части объекта или утилизации Составление акта о списании Акт подписывается всеми участниками проверки и утверждается руководителем учреждения.
Перевод особо ценного имущества в иное движимое имущество
Инструкцией 174н не предусмотрено проводок по переводу иного движимого имущества в особо ценное (и наоборот).
Поэтому Вы можете самостоятельно разработать свои проводки по переводу, либо воспользоваться корреспонденцией приведенной ниже. Перевод основных средств из особо ценного имущества в иное движимое может быть отражен в учете бухгалтерской записью по внутреннему перемещению объектов: Дебет 0.101.34.310 Кредит 0.101.24.310 — отражен перевод основного средства в категорию иного движимого имущества.
Дебет 0.104.24.410 Кредит 0.104.34.410 — перенесена амортизация иного движимого имущества. При этом дополнительно следует отразить уменьшение расчетов с учредителем по особо ценному имуществу методом «красное сторно»: Дебет 0.401.10.172 Кредит счета 0.210.06.660 — отражена балансовая стоимость выбывшего имущества .
Учредителю направьте Извещение на сумму корректировки. Поскольку в рассматриваемой ситуации первоначально неправильно был определен код аналитической группы синтетического счета объекта учета, то в этом случае при исправлении допущенной ошибки можно также руководствоваться нормой пункта 18 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 г.
№ 157н, то есть использовать метод «красное сторно», при котором неправильная запись сторнируется, а верная – оформляется обычным порядком.
При этом должны быть скорректированы расчеты с учредителем.
Учет особо ценного имущества бюджетными учреждениями — получателями ЛБО
В соответствии с п. 56 Инструкции N 157н НМА являются объекты нефинансовых активов, предназначенные для неоднократного и (или) постоянного использования на праве оперативного управления в деятельности учреждения, одновременно удовлетворяющие следующим условиям:
- объект способен приносить учреждению экономическую выгоду в будущем;
- отсутствие у объекта материально-вещественной формы;
- возможность идентификации (выделения, отделения) от другого имущества;
- объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
- не предполагается последующая перепродажа данного актива;
- наличие надлежащим образом оформленных документов, подтверждающих существование актива;
- наличие надлежащим образом оформленных документов, устанавливающих исключительное право на актив;
- наличие в случаях, установленных законодательством РФ, надлежащим образом оформленных документов, подтверждающих исключительное право на актив (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, документы, подтверждающие переход исключительного права без договора, и т.п.) или на результаты научно-технической деятельности, охраняемые в режиме коммерческой тайны, включая потенциально патентоспособные технические решения и секреты производства (ноу-хау).
Обратите внимание! Не относятся к НМА, принимаемым к бухгалтерскому учету (п. 57 Инструкции N 157н):
- научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, не давшие ожидаемых и (или) предусмотренных договором (государственным (муниципальным) контрактом) результатов;
- незаконченные и не оформленные в установленном законодательством РФ порядке научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы;
- материальные объекты (материальные носители), в которых выражены результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (далее — средства индивидуализации).
Инвентарный объект и номер. Единицей бухгалтерского учета НМА является инвентарный объект (п. 58 Инструкции N 157н). Таким объектом признается совокупность прав, возникающих из одного патента, свидетельства, договора (государственного (муниципального) контракта), предусматривающего приобретение (отчуждение) в пользу РФ, субъекта РФ, муниципального образования, учреждения исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (на средство индивидуализации), либо в ином установленном законодательством РФ порядке, предназначенных для выполнения определенных самостоятельных функций.
Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.
Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н.
Корреспонденция по счету 0 210 06 000, приведенная в Инструкциях N N 174н, 183н, отличается от той, которая содержится в Письме Минфина России от 18.09.2012 N 02-06-07/3798. Письмо не является нормативным актом, в отличие от названных Инструкций. По корреспонденции счетов, указанной в п. 116 Инструкции N 174н и п. 119 Инструкции N 183н, счет 0 210 06 000 не закрывается. В связи с некорректным отражением данных операций в бухгалтерском учете и отчетности Минфин выпустил данное Письмо. Также были разработаны проекты внесения изменений в Инструкции N N 174н и 183н, которые так и не стали нормативными актами. Информация, приведенная в проектах и названном Письме, идентична. Приказом Минфина России от 26.10.2012 N 139н были внесены поправки в Приказ Минфина России от 25.03.2011 N 33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений». Согласно данным изменениям заполнить введенные этим Приказом формы можно, только если отражать операции по счету 0 210 06 000 в порядке, установленном Письмом Минфина России N 02-06-07/3798.
Как было отмечено выше, счет 0 210 06 000 отражает состояние расчетов с учредителем по имуществу, закрепленному за учреждением, в сумме его остаточной стоимости. При этом остаток по указанному счету сопоставляется с данными, сформированными у учредителя по счету 1 204 33 000.
Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение может распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом (п. 3 ст. 298 ГК РФ).
Критерии принадлежности имущества к особо ценного имущества
Уровень бюджета принадлежности организации | Стоимость (тысяч рублей) |
Бюджетные учреждения федерального уровня принадлежности | 200 – 500 |
Региональные бюджетные учреждения | 50 — 500 |
Муниципальные учреждения | 50 — 200 |
Для учреждений бюджетов всех уровней | Имущество, без использования которого затрудняется деятельность |
В состав имущества включаются активы, поступившие централизовано при создании учреждения или в процессе ведения деятельности, а также приобретенное за средства, утвержденные сметой по статье для данного вида расходов.
Определение особо ценного имущества автономного и бюджетного учреждений
Согласно постановлению Правительства РФ от 26.07.2022 № 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества» (далее – Постановление) особо ценное имущество одинаково определяется и для бюджетного, и для автономного учреждения.
- движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает:
- для федеральных автономных и бюджетных учреждений – размер, установленный федеральными органами государственной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в отношении соответствующих федеральных автономных и бюджетных учреждений в интервале от 200 тыс. руб. до 500 тыс. руб.;
- для автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ, и бюджетных учреждений субъекта РФ – размер, установленный нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в интервале от 50 тыс. руб. до 500 тыс. руб. либо государственными органами субъекта РФ, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении соответствующих автономных и бюджетных учреждений субъекта РФ, в интервале, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ с соблюдением указанных ограничений, если этим нормативным правовым актом такое право будет предоставлено органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя;
- для автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, и муниципальных бюджетных учреждений – размер, установленный нормативным правовым актом местной администрации в интервале от 50 тыс. руб. до 200 тыс. руб. либо органами местного самоуправления, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении соответствующих муниципальных автономных и бюджетных учреждений, в интервале, установленном нормативным правовым актом местной администрации с соблюдением указанных ограничений, если этим нормативным правовым актом такое право будет предоставлено органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя;
- иное движимое имущество, без которого осуществление автономным или бюджетным учреждений предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено и (или) которое отнесено к определенному виду особо ценного движимого имущества в соответствии с п. 1 Постановления;
- имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в т. ч. музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, а также документы Архивного фонда Российской Федерации и национального библиотечного фонда.