Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обряд венчания в православной церкви правила и подготовка». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В дореволюционной России, когда церковный брак обладал законной гражданской и юридической силой, браковенчание православных обязательно совершалось при поручителях — в народе их называли дружка, подружие или шаферы, а в богослужебных книгах (требниках) — восприемники. Поручители подтверждали своими подписями акт браковенчания в метрической книге; они, как правило, хорошо знали жениха и невесту, поручались за них. Поручители принимали участие в обручении и венчании, то есть во время обхождения жениха и невесты вокруг аналоя придерживали венцы над их головами.
Как происходит обручение?
Венчанию предшествует обручение.
Обручение совершается в ознаменование того, что брак совершается перед лицом Божиим, в Его присутствии, по Его всеблагому Промыслу и усмотрению, когда пред Ним скрепляются взаимные обещания вступающих в брак.
Обручение совершается после Божественной Литургии. Этим жениху и невесте внушается важность Таинства брака, подчеркивается, с каким благоговением и трепетом, с какой душевной чистотой они должны приступить к его заключению.
То, что обручение совершается в храме, означает, что муж принимает жену от Самого Господа. Чтобы яснее внушить, что обручение совершается перед лицом Божиим, Церковь повелевает обручающимся предстать перед святыми дверями храма, тогда как священник, изображающий в это время Самого Господа Иисуса Христа, находится в святилище, или в алтаре.
Священник вводит жениха и невесту в храм в ознаменование того, что венчающиеся подобно первозданным прародителям Адаму и Еве начинают с этой минуты перед лицом Самого Бога, в Его Святой Церкви, свою новую и святую жизнь в чистом супружестве.
Обряд начинается каждением в подражание благочестивому Товии, который возжег печень и сердце рыбы, чтобы дымом и молитвою отогнать демона, враждебного честным бракам (см.: Тов. 8, 2). Священник трижды благословляет сначала жениха, потом невесту, произнося: “Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа” и дает им зажженные свечи. На каждое благословение сначала жених, потом невеста трижды осеняют себя крестным знамением и принимают от священника свечи.
Троекратное осенение крестным знамением и вручение жениху и невесте зажженных свеч есть начало духовного торжества. Зажженные свечи, которые держат в руках жених и невеста, знаменуют ту любовь, которую они отныне должны питать друг к другу и которая должна быть пламенна и чиста. Зажженные свечи знаменуют также целомудрие жениха и невесты и пребывающую благодать Божию.
Крестовидное каждение означает невидимое, таинственное присутствие с нами благодати Духа Святого, освящающего нас и совершающего святые таинства Церкви.
По обычаю Церкви, всякое священнодействие начинается славословием Богу, а при совершении брака оно имеет и особое значение: брачующимся брак их представляется делом великим и святым, таким, через которое славословится и благословляется имя Божие. (Возглас: “Благословен Бог наш”.).
Мир от Бога необходим брачующимся, и сочетаются они в мире, для мира и единомыслия. (Диакон возглашает: “Миром Господу помолимся. О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся”.).
Затем диакон произносит, между другими обычными молениями, моления о брачующихся от лица всех присутствующих в храме. Первая молитва Святой Церкви о женихе и невесте — это молитва о ныне обручающихся и о спасении их. Святая Церковь молит Господа за жениха и невесту, вступающих в брак. Цель супружества — благословенное рождение детей для продолжения рода человеческого. Вместе с тем Святая Церковь произносит моление, чтобы Господь исполнил любое прошение жениха и невесты, относящееся к их спасению.
Священник, как совершитель Таинства брака, произносит вслух молитву к Господу о том, чтобы Он Сам благословил жениха и невесту на всякое благое дело. Затем священник, преподав мир всем, повелевает жениху и невесте и всем присутствующим в храме преклонить головы свои пред Господом, в ожидании от него духовного благословения, а сам тайно читает молитву.
Эта молитва возносится к Господу Иисусу Христу, Жениху Святой Церкви, которую Он обручил Себе.
После этого священник берет кольца со святого престола и надевает сначала кольцо жениху, трижды осеняя его крестообразно, говоря: “Обручается раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя невесты) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.
Потом надевает кольцо невесте, также с троекратным осенением ее, и произносит слова: “Обручается раба Божия (имя невесты) рабу Божиему (имя жениха) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.
Что может препятствовать христианскому браку?
Зачастую готовящиеся к венчанию сначала регистрируют гражданский брак в загсе. Православная Церковь считает гражданский брак лишенным благодати, но как факт признает и не считает его незаконным блудным сожительством. Тем не менее условия заключения брака по гражданскому законодательству и по церковным канонам имеют различия. Однако не всякий гражданский брак может быть освящен в церкви.
Церковь не допускает вступление в брак более трех раз. По гражданскому законодательству разрешен четвертый и пятый брак, которые Церковь не благословляет.
Не благословляется брак, если один из брачующихся (и тем более оба) объявляет себя атеистом и говорит, что он пришел на венчание лишь по настоянию супруга или родителей.
Не разрешается венчание, если хотя бы один из супругов некрещен и не собирается принять крещения перед венчанием.
Венчание невозможно, если один из будущих супругов фактически состоит в браке с другим лицом. Сначала нужно расторгнуть гражданский брак, а если брак был церковный, обязательно взять разрешение архиерея на расторжение его и благословление на вступление в новый брак.
Еще одно препятствие к совершению браковенчания — кровное родство жениха и невесты и родство духовное, обретенное через восприемничество при крещении.
Как проходит венчание в церкви
Жених и невеста, держа в руках зажженные свечи, изображающие духовный свет таинства, торжественно входят на середину храма. Им предшествует священник с кадилом. Жених и невеста становятся на разостланный на полу плат (белый или розовый) перед аналоем, на котором лежат крест, Евангелие и венцы.
Затем желающие обвенчаться еще раз подтверждают свободное и непринужденное желание вступить в брак и отсутствие в прошлом со стороны каждого из них обещания третьему лицу вступить с ним в брак.
После краткой ектении о благосостоянии душевном и телесном жениха и невесты, священник произносит три пространные молитвы о благословении будущего союза. После этих молитв наступают важнейшие минуты венчания. То, о чем священник молил Господа Бога пред лицом всей церкви и вместе со всею церковью — о благословении Божием, — теперь видимо совершается над брачующимися, скрепляет и освящает их супружеский союз.
Украшенные венцами, жених и невеста предстоят лицу Самого Бога, лицу всей Церкви Небесной и земной и ожидают благословения Божия. Настает самая главная минута венчания! Священник говорит: “Господи, Боже наш, славою и честью венчай их!”. При этих словах он, от лица Бога, благословляет их. Это молитвенное возглашение священник произносит трижды и трижды благословляет жениха и невесту.
Затем читается Послание к Ефесянам святого апостола Павла (Еф.5:20-33), где брачный союз уподобляется союзу Христа и Церкви, за которую предал Себя возлюбивший ее Спаситель. Любовь мужа к жене—это подобие любви Христа к Церкви. В то же время муж и жена — члены Церкви и, будучи частицами полноты церковной, равны между собой, повинуясь Господу Иисусу Христу.
После Апостола читается Евангелие от Иоанна (Ин.2:1-11). В нем рассказывается о том, как Господь благословил брак в Кане Галилейской. После прочтения Евангелия произносятся от лица Церкви краткое прошение о новобрачных и молитва священника, в которой мы молимся Господу о том, чтобы Он сохранил сочетавшихся в мире и единомыслии, чтобы брак их был честным, ложе их — нескверным, сожительство непорочным, чтобы сподобил их дожить до старости при исполнении от чистого сердца заповедей Его.
Как расторгнуть венчание
Церковный брак нерасторжим, за исключением случаев смерти одного из супругов или вины прелюбодеяния. Об этом нам свидетельствует Священное Писание:
«Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе»
(1Кор. 7:39)
«Они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает»
(Мф. 19:6)
После подтверждения местным епископом канонических оснований для расторжения брака, таких как супружеская измена и иных, признаваемых Русской Православной Церковью в качестве законных, второй брак разрешается невиновному супругу.
Лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами. В тех исключительных случаях, когда допускается третий брак, срок епитимии, согласно правилам святого Василия Великого, увеличивается.
Расторжение благословленного Богом Брака — большой грех, поэтому такого понятия как «развенчание» не существует. Благословить грех невозможно, Сам Спаситель заповедал: что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф.19:6).
И еще несколько препятствий к церковному браку:
- Мужчина и женщина являются по отношению друг к другу свойственниками.
- Имеет место духовное родство между вступающими в брак. Например, между крестными и крестниками, между крестными и родителями крестников. Брак между крестным и крестной одного ребенка возможен лишь с благословения епископа.
- Если усыновитель хочет вступить в брак с усыновленной дочерью. Или если усыновленный сын хочет вступить в брак с дочерью или же с матерью своего усыновителя.
- Отсутствие взаимного согласия в паре. Брак по принуждению, даже церковный, считается недействительным. Причем, даже в случае, если принуждение – психологическое (шантаж, угрозы и пр.).
- Отсутствие общности веры. То есть, в паре оба должны быть православными христианами.
- Если один из пары – атеист (пусть и крещенный в детстве). Просто «постоять» рядом на венчании не получится – такой брак недопустим.
- Месячные у невесты. День венчания нужно выбирать в соответствии со своим календарем цикла, чтобы не пришлось потом его переносить.
- Период, равный 40 дням после родов. Венчаться после рождения малыша Церковь не запрещает, но придется подождать 40 дней.
Ну и, кроме того, существуют и относительные препятствия к венчанию в каждой конкретной церкви — выяснять подробности следует уже прямо на месте.
Рекомендуется при выборе места венчания пообщаться с батюшкой, который объяснит все нюансы вступления в церковный брак и подготовки к нему.
Как проходит обряд обручения в православии
Смысл обряда заключается в признании божественного промысла в соединении душ и судеб двоих людей. Мужчине Господь посылает в жены женщину, как Адаму — Еву. Они вместе клянутся хранить любовь друг к другу и честность перед Богом.
Обручение будет проводиться в церкви перед венчанием:
- перед началом обряда священнику, вместе со свечами, передают кольца;
- в дверях церкви молодых жениха и невесту встречает священник, они идут к алтарю;
- служитель с кадилом 3 раза благословляет жениха, затем невесту;
- в ответ молодые крестятся;
- святой отец передает им венчальные свечи;
- возносится молитва Богу — возвещение о заключении брака, как святого дела, во славу Господа и по Его благословению;
- служители возносят молитвы: о молодых от имени гостей. Первая — о спасении, дабы Господь услышал их просьбы. Ее заканчивают всеобщим благоговейным преклонением головы. Затем священник тайно молится во второй раз обручившему Себе Церковь Господу Иисусу;
- служитель надевает жениху и невесте по очереди кольцо на правую руку, три раза осеняет крестным знамением и благословляет пару;
- жених и невеста троекратно меняются кольцами.
Обряд завершается обращением к Господу об утверждении, благословении и прикреплении ангела-хранителя к молодой семье.
Правила и смысл венчания в православной церкви
Роль родителей в таинстве заключается: они перед венчанием должны пару благословить. Они крестят иконами молодых, дают поцеловать образа.
Для свидетелей важно, чтобы они были крещеные в православии. Желательно взять людей опытных в семейной жизни, в духовном смысле они становятся в молодой семье руководителями. Но в настоящее время наличие свидетелей не является обязательным.
Есть дни, когда таинство венчания не проводится. Это все четыре поста, время от Рождества до Святок, сырная и Пасхальная седмицы. Не принято венчаться в субботу, а также накануне великих, храмовых, двунадесятых праздников. Накануне постных дней (в четверг и вторник) тоже не венчают, а также в день Усекновения главы Иоанна Предтечи, в день Воздвижения Креста Господня.
Есть ограничения и по возрасту. Жениху не может быть меньше 18 лет, а невесте – меньше 16.
Какова стоимость таинства
Вопрос стоимости довольно тонкий. С одной стороны, как можно брать деньги за Божью благодать? А если у пары нет нужной суммы, они не имеют права на благословение их брака? С другой стороны, церковь та же организация, которая оказывает услуги, пусть и в духовной сфере. А услуги должны оплачиваться. Ведь не возникает же вопроса, почему нужно платить за свет, воду.
Разница цен на услуги в разных городах и даже разных храмах одного населенного пункта может отличаться значительно. Стоимость венчания в этой статье указана приблизительная, так как цены постоянно меняются. На нее стоит только ориентироваться, точную сумму вы сможете узнать, лишь посетив выбранный храм.
Итак, стоимость в Москве начинается от 10 000 рублей. В Санкт-Петербурге ситуация аналогичная. Но затраты окупаются красотой и величественностью храмов в этих городах, а также намоленностью мест.
Прежде всего стоит учесть основные условия, необходимые для осуществления венчания в церкви.
Социальные:
- Венчающаяся пара должна состоять в официальном браке (предоставляется свидетельство о браке).
- Ни один из супругов не должен состоять в официальном браке с третьим лицом.
- Супруги должны достигнуть брачного возраста. Он соответствует официальному брачному возрасту — 18 лет. В определённых случаях возраст невесты может составлять 16 лет.
- Брачующиеся не должны состоять в близком кровном родстве. Запрещены браки родственников до третьего колена.
Религиозные:
- Оба супруга должны быть крещёнными.
- В редких случаях допускается брак между православным и христианином неправославного вероисповедания (католики, лютеране и т.д). Такой союз будет одобрен, если дети, рождённые в нём будут воспитаны в православных традициях.
- Не допускается венчания лиц, состоящих в церковном родстве (крёстные, крестники).
- Допускается венчание не более трёх раз за всю жизнь. При условии, что предыдущие браки были расторгнуты по всем канонам православия или же брачующийся ранее овдовел.
- Не производится венчание, если хоть один из молодожёнов заявляет о своем атеизме или же принуждению к браку со стороны родителей, будущего супруга и т.д.
Подготовка к венчанию
Так как венчание в православной церкви — обряд скорее духовный, нежели физический, то и подготовка к нему по большей части лежит в плоскости нематериального. Обязательным условием для совершения венчания является причастие и исповедь молодожёнов. Эти обряды следует провести за 3-4 дня до бракосочетания. Оптимальным будет соблюдение двух-трёхдневного поста до этого.Следует помнить, что в день причастия, равно как и в день венчания, нельзя есть, употреблять спиртное и заниматься сексом. Дополнительно можно духовно настраиваться на обряд, обратиться к Богу с молитвой об удачном браке.
Но всё же, при подготовке к венчанию, не стоит забывать и о материальных атрибутах церемонии. Будущим супругам нужно обратить внимание на следующие моменты.
Кому и когда нельзя венчаться
Совершение обряда возможно только при соблюдении некоторых условий:
- Проведение таинства венчания допускается лишь после регистрации брака в загсе. Однако если препятствующие этому обстоятельства церковь признает уважительными и серьезными, для людей, желающих вступить в брак, может быть сделано исключение.
- В христианском венчальном обряде могут принимать участие только верующие крещеные православные христиане. В обратном случае человек не имеет права быть участником церковных таинств.
К прочим ограничениями относятся следующие обстоятельства:
- значительная разница в возрасте (в этом случае прежде нужно получить специальное разрешение архиерея);
- кровное родство вплоть до четвертой степени;
- брак между сводными родственниками, между единокровными (то есть имеющими общего отца) и единоутробными (имеющими общую мать) братом и сестрой.
- Согласно церковному календарю, венчание не проводится по вторникам, четвергам и субботам; в дни, предшествующие двунадесятым и великим праздникам, а также престольным храмовым дням; во время Святок и многодневных постов (Великий, Петров, Успенский, Рождественский), а кроме того, 10, 11, 26 и 27 сентября.
Можно ли венчаться православным, не строго придерживающимся церковных канонов
Обряд бракосочетания в храме некоторые люди превратили в модный атрибут свадьбы, относясь к нему без всякого благоговения.
Не понимая духовной ценности благословения будущей общей жизни, люди лишают себя духовной радости от пребывания под покровом Вседержителя.
Некоторые молодые люди отказываются от благословения в храме по причине охлаждения веры.
Творец открывает свои двери для всех православных, желающих получить освящение своего брачного союза. Никто не знает, в какое время Дух Святой коснется сердца грешника, возможно, это случится во время венчания. Не стоит ограничивать Бога в даровании милости.
Обязательный пост и причастие помогут жениху и невесте приблизиться с благоговением к престолу Божьему.
Что такое обручение перед венчанием
Обручение — событие, совершаемое после Литургии. Оно знаменует акт, подчеркивающий, что Таинство благословения совершается в присутствии Святой Троицы, перед Святым Божьим Ликом, по Его благоволению.
Священник сообщает паре важность происходящего события, подчеркивая, что к таинству благословения нужно приступать в трепетном ожидании, с особым благоговением.
Перед лицом Вседержителя жених должен понять, что он принимает жену из рук самого Спасителя.
Венчающаяся пара встает перед входом в храм, а священник, несущий в это время миссию самого Всевышнего, ожидает их в алтаре.
Жених и невеста, как прародители Адам и Ева, встают перед Лицом Бога, с готовностью начать свою общую жизнь в очищении и святости.
Как благочестивый Товия, отгонял бесов, противящихся церковному браку, так и священник благословляет молодых словами «Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа», зажигая церковные свечи, подавая будущему мужу и жене.
На каждое произнесенное священнослужителей благословение брачующаяся пара троекратно крестится.
Крестное знамение и зажженные свечи символизируют торжество Духа Святого, который невидимо присутствие в процессе совершения обряда.
Свет свечи означает, что пара обещает один другому хранить пламенеющую, не угасающую с годами любовь в чистоте.
Как того требуют правила, обряд обручения начинается со славословия Всевышнего возгласом «Благословен Бог наш».
Дьяконом произносятся обычные молитвы и моления о молодой паре от имени всех пребывающих в храме.
В молитве дьякон молит Творца о спасении людей, вступающих в обручение со Святой Троицей.
Важно! Супружество — благословенное действие, целью которого является продолжение человеческого рода при рождении детей.
В первой молитве по Слову Божиему Господь слышит все просьбы брачующейся пары относительно их спасения.
Далее священник, совершающий Таинство соединения двух людей в единое целое, просит Создателя благословить молодых, после чего все склоняют головы перед духовным благословением.
В благоговейной тишине тайно читается молитва о спасении. Иисус Христос является Женихом Своей невесты Церкви, которая обручена Ему.
После этого священнослужитель надевает кольца жениху, затем невесте и обручает их во имя Святой Троицы.
«Обручается раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя невесты) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».
«Обручается раба Божия (имя невесты) рабу Божиему (имя жениха) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».
Велик духовный смысл колец, которые перед обручением лежали на правой стороне престола, как бы перед ликом Спасителя Иисуса Христа, освятились, принявши силу Его благодати на единение. Как кольца лежат рядышком, так обрученные будут всю жизнь вместе.
Брачующиеся через освященные кольца принимают Божье благословение. После обручения пара меняется кольцами трижды.
Кольцо от жениха на руке невесты — символ его любви и готовности быть покровителем в семье. Как Иисус любит Свою Церковь, так и муж обязуется относиться к своей жене.
Невеста надевает кольцо на руку избраннику, обещая ему любовь, преданность покорность, готовность принимать его помощь. Обручение заканчивается прошением к Творцу благословить, утвердить обручение, осенить кольца, послать Хранителя — Ангела для нового семейства.
Таинство Церкви — венчание
После обручения, с зажженными свечами как символом Таинства, молодые переходят в середину храма, шествуя за священником. Священнослужитель возносит фимиам Создателю при помощи кадильницы, показывая, что таким образом искренние исполнения заповедей Господних будут приятны для Творца.
Певчие исполняют псалом.
Псалом 127
Песнь восхождения.
Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его!
Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе!
Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей:
так благословится человек, боящийся Господа!
Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей;
увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля!
Между аналоем с разложенными на нем Евангелием, крестом и венцами и венчающимися расстилает плат или полотенце.
Прежде чем встать на плат, жених и невеста еще раз утверждают свое решение принять венчание по собственной воле, без всякого принуждения. При этом подчеркивая, что никто из них не связан обещанием брака с третьими лицами.
Священник обращается к присутствующим на Таинстве с призывом сообщить о фактах, препятствующих данному союзу.
Ибо в дальнейшем обо всех препятствиях браку следует забыть, если они не были озвучены пред обрядом благословения.
После этого брачующаяся пара встает на полотенце, постеленное под ногами. Существует примета, кто первый встанет на плат, тот и будет главой дома. Все присутствующие, затаив дыханием, наблюдают за этими действиями.
Священник общается к жениху, спрашивая, по доброй воле, искреннему желанию он желает взять в жены, предстоящую перед ним девушку.
После положительного ответа молодой человек обязан подтвердить, что не обручен ни с какой другой девицей и не связан с ней никакими обещаниями.
Такие же вопросы задаются невесте, уточняя, не под принуждением ли она идет под венец и не обещана другому мужчине.
Принятое обоюдное положительное решение еще не является союзом, освященным Богом. Это решение пока что может быть основанием для заключения официального брака в органах государственной власти.
Над расписанными официально молодыми совершается Таинство освящение нового семейства перед Творцом, начинается чин венчания, звучит ектений, прошения благосостояния как духовного, так и телесного для только что рожденной семьи.
Далее священником читаются три молитвы.
Первая молитва наполнена прошением к Иисусу Христу благословить брачующихся любовью друг к другу, долгими годами жизни, детками и чистотой супружеского ложа. Священник просит благословения на достаток в доме больше, чем росы в поле, чтобы было в нем все, от зерна до масла, позволяющее делиться с нуждающимися людьми.
«Благослови брак сей: и подай рабам Твоим сим жизнь мирную, долгоденствие, любовь друг к другу в союзе мира, семя долгожизненное неувядаемый венец славы; сподоби их увидеть чада чад своих, ложе их сохрани ненаветным. И даруй им от росы небесной свыше, и от тука земного; исполни дома их пшеницы, вина и елея, и всякой благостыни, так чтобы они делились избытками с нуждающимися, даруй и тем, которые теперь с нами, все, потребное ко спасению».
Во второй молитве следует обращение к Святой Троице даровать:
- деток, как зерен на колосе;
- изобилие, как винограда на лозе;
- долгую жизнь, чтобы увидеть внуков.
Что надо для венчания в церкви
Следует учесть тот факт, что в каждом храме свои правила. В одном можно исповедаться и причаститься за пару дней до Таинства. А в другом непосредственно перед самим Таинством.
Исповедь и святое причастие
После того, как в храмовой книге сделают запись с вашими именами и датой Таинства, вам расскажут о главном правиле «Таинстве исповеди и причастия». Это обязательно, ведь не исповедавшуюся пару не допустят к причастию. Соответственно даже если у вас будет полон храм гостей, вес не повенчают. За три дня до положенного Таинства нужно блюсти строгость в еде, мыслях, действиях. Служба в храме для молодых закон. Это значит, что как минимум вечерняя служба на кануне венчания, утренняя в день Таинства.
По всем правилам, три дня строгого поста – значит три утренних, три вечерних.
Кроме этого, пара должна блюсти верность в этот период. По крайней мере, спать в разных кроватях. Ну и конечно чтение молитвенника. Священник вам расскажет, какие молитвы нужно читать в эти дни.