Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Законы РФ о тахографах для грузовых авто в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Остановить автомобиль на дороге могут только сотрудники ДПС. Проверить оснащение ТС и соблюдение времени управления и перерывов, кроме представителей ГИБДД, имеют право органы Ространснадзора при совместном рейде. Об этом говорится в Законе №196-ФЗ (10/12-95 г.) ст. 30 п. 2.1.
Какие ТС должны оснащаться тахографами для контроля за соблюдением режима труда и отдыха
В Приказе Минтранса №440 (Приложение 2) содержится перечень видов автотранспортных средств, на которые необходимо установить тахограф. А так же список спецтехники и прочих типов авто, не подлежащих оснащению подобным оборудованием. К первым относится:
- Личный грузовой транспорт массой выше 3,5 т.
- Автобусы, принадлежащие физлицам.
- Грузовики категории N2 и N3, находящиеся в эксплуатации юрлиц и ИП, за исключением групп М2 и М3, перевозчиков пассажиров, работающих на регулярных маршрутах.
- Оснащению подлежат ТС, находящиеся в эксплуатации юрлиц и ИП, задействованные в перевозке пассажиров, грузов (коммерческие), иных лиц, исключая водителя, (неважно по договору или без) на автобусах или грузовом автомобиле.
В исключения попадает нефте-газо-обслуживающий автопарк, экстренные службы, спецтехника, сельскохозяйственный автотранспорт, используемый только в своем или прилегающем регионе и пр.
О чем водитель должен знать, чтобы избежать штрафа
О модели, технических характеристиках тахографа, контролирующего режим труда и отдыха, находящегося в кабине, нужно знать все. Согласно Приложению 3 Приказа №440, если необходимо оснастить автомобиль, то запрещено пользоваться прибором или выходить в рейс:
- На ТС с заблокированным, неработающим, модифицированным, сломанным оборудованием, контролирующим режим труда и отдыха.
- Без карты водителя.
- Если закончился срок эксплуатации аппарата или блока СКЗИ.
- Когда авто оснащено конструкцией неизвестного происхождения.
- В случае изменения модификации, предусмотренной производителем.
- Так же запрещается: корректировать, уничтожать или фальсифицировать данные, полученные в результате контроля РТО.
- Вводить в эксплуатацию модуль, не прошедший испытания на пригодность с занесением результатов в паспорт с оформлением свидетельства о проведении тех. поверки.
- Пользоваться модулем, если его регистрационные данные отсутствуют в единой системе измерений на соответствие требуемым стандартам РФ.
Поэтому прежде чем сесть за руль, изучите информацию о приборе, находящемся в кабине для соблюдения времени работы и отдыха. Соответствует ли он требуемым параметрам, можно ли, не рискуя получить штраф, отправляться в рейс. Инструкция на СКЗИ и техническая документация всегда должна находиться в салоне.
Кто должен ставить тахограф в 2023 году
Несмотря на целый ряд изменений в законодательстве, основной список транспортных средств, которые обязаны иметь тахографы, остался прежним. Тахографами должны быть оборудованы следующие автомобили.
- Автобусы — транспортные средства, имеющие более восьми мест для сидения и используемые для перевозки пассажиров.
- Все автомобили категории «С» тяжелее 3,5 тонн, которые принадлежат юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям.
- Грузовые автомобили тяжелее 3,5 тонн, которые принадлежат физическим лицам.
- Грузовые автомобили, которые перевозят опасные грузы.
С 2023 года согласно Приказу Минтранса №440 из оснащения тахографами исключены:
- транспортные средства дипломатических представительств и консульских учреждений;
- транспортные средства ГУСП РФ и подведомственных ему учреждений.
Какова Актуальность Данного Материала?
Конечно, законодательство в области тахографии регулярно меняется. Тематика для России относительно новая и только развивается. В этой связи, достаточно часто изменяются (откладываются) сроки оснащения тахографами для различных категорий автомобилей. Также постоянно сокращается список исключений — кому не надо ставить тахограф! Политика выстроена таким образом, чтобы планомерно и поэтапно оснастить устройствами контроля режимов труда и отдыха все коммерческие типы автомобилей. Если Вы хотите получать объективную и актуальную информацию по вопросам кому нужно устанавливать тахограф, а кому не надо его ставить — рекомендуем сохранить ссылку на эту статью. Мы будем постоянно следить за нововведениями в нормативно-правовых документах и регулярно обновлять материал этой страницы.
Актуальность материала на данный момент: Февраль 2020 года.
Действие закона применяется к юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, а также физическими лицами, осуществляющими эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3,5 тонн, и автобусов. Проще говоря, если Ваш грузовой автомобиль до 3,5 тонн, и нет автобуса, то Вам тут делать нечего! Остальным, следует читать дальше!..
Отдельно отметим, что приказы Минтранса №36 и №273 только указывают кому и в какие сроки нужно устанавливать тахограф. А вот какой именно тахограф устанавливать — ЕСТР или с блоком СКЗИ, зависит уже от самого собственника автомобиля. Если у Вас есть соответствующие допуски и разрешения для выполнения международных перевозок, и Вы реально собираетесь выполнять такие рейсы, можно ставить тахограф ЕСТР, если нет — то СКЗИ. Для тех, кто хочет установить тахограф ЕСТР ради экономии — сообщаем, что это только видимость и иллюзия. Легитимный европейский тахограф, установленный по всем правилам ЕСТР обходится на порядок дороже, чем с блоком СКЗИ. Настоятельно не рекомендуем покупать и устанавливать б/у устройства, скорее всего он уже вышел из законного оборота при международных перевозках и его Вам просто «втюхивают», чтобы избавиться. Однако, порядок подбора тахографа ЕСТР и его легитимная установка это огромный материал для совсем другой статьи. Если будут запросы, обязательно напишем.
Тахографы на грузовые автомобили: зачем это нужно
Тахограф — это бортовой самописец, который работает и днем, и ночью, без праздников и выходных. Он ежесекундно фиксирует всю информацию о скоростном режиме, времени в пути, маршруте и главное, в его задачу входит фиксация времени, проведенного водителем за рулем и времени, потраченного на отдых. Водительский организм не железный и он может нормально функционировать только определенное время, после чего ему нужен отдых. Тахограф четко фиксирует количество часов, которые водитель потратил на работу и на отдых. Пресечь нарушения устройство пока не может, но доложить куда положено тахограф обязан. В случае нарушения водителем скоростного режима или режима работы, работник будет наказан либо органами дорожного надзора, либо в своей организации. А она обязана контролировать данные тахографа после каждого рейса.
Изначально тахографы были аналоговыми и снимали всю информацию, необходимую для составления полной информации о рейсе, с аналоговых датчиков. Носителем информации в таких устройствах был картонный диск, тахошайба, которую готовил к рейсу и заполнял сам водитель. Точность выходной информации с таких приборов была посредственной, да и после ДТП считывание данных было зачастую невозможным — устройство могло повредиться. К тому же за длительный срок использования таких приборов водители научились запросто изменять показания, поскольку дату и время они проставляли сами. В Европе аналоговые тахографы запрещены еще с 2006 года. С этого же периода все новые грузовики, выпущенные в ЕС, стали оборудовать цифровыми тахографами, которые соответствуют европейским нормам учета данных.
Изменения в законе 2023-2024 года. Аналоговый тахограф не пройдет
Согласно новому постановлению, все автомобили для коммерческих грузовых и пассажирских перевозок должны быть оборудованы цифровыми тахографами с модулем СКЗИ ( разрешенные модели указаны на сайте Росавтотранса) в сроки до 1 июля 2016 года. Следовательно, все аналоговые шайбовые тахографы, а также устройства, не умеющие считывать карты и подключаться к принтерам (это, как правило, азиатский стандарт), включая электронные тахографы без модуля СКЗИ, должны быть заменены. Это касается всех грузовых автомобилей и автобусов, занимающимися коммерческими перевозками. Здесь есть лазейка — если грузовик в собственности у физического лица, то использование тахографа, вроде как, необязательно. Однако для коммерческих перевозок все же необходимо оформлять ИП, что делает эту лазейку еще уже. Некоторые транспортные компании для оптимизации расходов практикуют такую штуку: оформляют грузовики, как собственность водителей. Но ведь и водитель не лыком шит — как только он увольняется с предприятия, автомобиль номинально остается в его собственности.
Нужен ли тахограф при коммерческих перевозках на личном автомобиле?
Достаточно распространенный вопрос. Водитель покупает грузовой автомобиль или автобус для осуществления коммерческих перевозок, но не собирается регистрировать ИП или юридическое лицо. Нужен ли в этом случае тахограф?
Начиная с 1 ноября 2020 года вопрос решается довольно легко, т.к. тахографы должны устанавливаться на все грузовые автомобили категории С и автобусы категории D. То есть не имеет значения, кто является собственником.
Кроме того, в описанной выше ситуации водителю грозит и наказание за другое нарушение — осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации (статья 14.1 КоАП):
1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица —
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.
Размер этого штрафа сопоставим со штрафом за отсутствие тахографа.
Кто должен ездить с тахографом в 2022 году?
устанавливает определенные нормы, касающиеся установки и эксплуатации тахографов. Согласно правилам и нормам, в 2022 году устройства должны быть установлены во всех транспортных средствах, чья масса равна от 3,5 до 12 тонн. К данным видам относятся:
- М2 – транспорт для перевозки пассажиров не более 5 тонн, имеющий не менее 8 посадочных мест;
- М3 – транспорт для перевозки пассажиров более 5 тонн, имеющий не менее 8 посадочных мест;
- N2 – транспорт грузового назначения, массой от 3,5 до 12 тонн;
- N3 – транспорт грузового назначения, массой более 12 тонн.
Теперь нужно разобраться для каких видов транспортных средств тахографы в 2022 году при езде не требуются:
- Автобусы, предназначенные для перевозки пассажиров, категорий M2, M3, N2 и N3, осуществляющие каждодневные перевозки в пределах города и обеспечивающие пригородное сообщение.
- Транспортные средства международных перевозок, получившие специальные лицензии и оснащенные заводскими системами контроля и безопасности.
- Строительные автомобили, используемые на объектах.
- Частные транспортные средства, предназначенные для личных перевозок.
- Учебные транспортные средства, в том числе большегрузные фуры и автобусы.
- Автомобили, проходящие испытания.
- Старые ТС, выпущенные более 30 лет назад.
- Машины военного назначения.
- Автомобили, ведущие оперативную работу в рамках задач поставленных МВД или ФСБ РФ.
Технические требования
Установка тахографа на грузовики в 2024 году требует соблюдения определенных технических требований. В соответствии с действующим законодательством, тахограф должен быть установлен на грузовое транспортное средство и соответствовать определенным характеристикам:
- Тахограф должен быть сертифицирован и иметь подтверждение о соответствии требованиям законодательства.
- Устройство должно быть установлено профессиональным техническим обслуживающим персоналом и находиться в исправном состоянии на протяжении всего времени эксплуатации.
- Тахограф должен иметь возможность регистрации и хранения данных о расстоянии, скорости, времени работы водителя и других параметрах, в соответствии с требованиями законодательства.
- Устройство должно быть защищено от несанкционированного доступа и вмешательства.
- Тахограф должен быть правильно настроен и калиброван для обеспечения точности и надежности регистрации данных.
- Устройство должно быть обеспечено функцией считывания данных, которая позволит контролировать соблюдение требований законодательства.
В случае несоблюдения вышеуказанных требований, грузовое транспортное средство может быть признано непригодным для эксплуатации или быть подвержено штрафным санкциям со стороны соответствующих контролирующих органов.
Изменения требований тахографа
В 2024 году были внесены изменения в требования к установке и использованию тахографов. Новые требования направлены на повышение безопасности дорожного движения, контроль за работой водителей и предотвращение нарушений.
Основные изменения, которые вступили в силу:
- Все новые грузовики с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонны обязаны быть оснащены цифровым тахографом. Это требование распространяется как на грузовики, регистрируемые впервые, так и на существующие грузовики при их регистрации.
- Тахографы должны соответствовать Европейским нормам и быть утверждены по единому европейскому типу. Это гарантирует совместимость и одинаковые стандарты во всех странах Европейского союза.
- Водители обязаны быть осведомлены о требованиях, связанных с использованием тахографа и нести ответственность за правильную работу устройства и соблюдение установленных режимов работы и отдыха.
- Система фиксации времени отдыха и работы должна быть надежной и обеспечивать точность регистрации данных. Тахограф должен записывать следующую информацию: время начала и окончания работы и отдыха, продолжительность перерывов, пройденное расстояние, скорость движения и другие данные.
Обновленные требования к установке и использованию тахографов способствуют более точному контролю за работой водителей, предотвращению усталости за рулем и соблюдению правил безопасности на дорогах. Это повышает безопасность дорожного движения и снижает количество дорожно-транспортных происшествий.
Грузовики, на которые требуется установка тахографа
Согласно изменениям в требованиях, начиная с 2024 года все грузовики, вес которых превышает 3,5 тонн, обязаны быть оснащены тахографом. Многие грузовые автомобили, используемые в коммерческих целях, попадают в эту категорию.
Вот некоторые из самых распространенных типов грузовиков, на которые требуется установка тахографа:
Тип грузовика | Примечание |
---|---|
Фургон | Грузовые фургоны, используемые для перевозки различных товаров. |
Самосвал | Грузовики-самосвалы, используемые для перевозки сыпучих грузов, таких как песок, гравий или щебень. |
Бетономешалка | Грузовики, предназначенные для транспортировки свежего бетона. |
Специализированные грузовики | Это включает грузовики, адаптированные для определенных типов перевозок, такие как рефрижераторы для перевозки продуктов питания или автовозы для перевозки автомобилей. |
Обратите внимание, что это только некоторые примеры. Все грузовые автомобили, вес которых превышает 3,5 тонн, должны быть оснащены тахографом, независимо от их типа и назначения.
Грузовики, попадающие под обязательное требование установки тахографа с 2024 года
Новое требование к установке тахографа распространяется на грузовики с общей массой более 3,5 тонн. Это категория транспортных средств, в которую входят различные типы грузовиков: фургоны, самосвалы, рефрижераторы и другие.
Установка тахографа на грузовики поможет повысить безопасность на дорогах и обеспечить соблюдение правил труда и отдыха водителями. Также этот мероприятие способствует контролю за соблюдением правил перевозки грузов и предотвращению нарушений в сфере дорожного движения.
Модернизация грузовиков с установкой тахографа подразумевает наличие специальных датчиков, которые фиксируют информацию о скорости и пробеге транспортного средства, а также карточек водителя, регистрирующих рабочее время водителя и его отдых. Тахографы проходят специальную проверку и государственную регистрацию, чтобы гарантировать точность и надежность собираемой информации.
Обязательное требование установки тахографов на грузовики с 2024 года является частью стратегической программы по совершенствованию дорожно-транспортной инфраструктуры и повышению безопасности дорожного движения. Оно позволит более эффективно контролировать работу водителей грузовиков и предотвращать нарушения, связанные с превышением скорости, нарушением режимов труда и отдыха и другими правилами дорожного движения.
Категория «ТМ»: Грузовики используемые для перевозки товаров в сельском хозяйстве
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 855 от 31.07.2019 года, некоторые грузовики, используемые для перевозки товаров в сельском хозяйстве, освобождаются от установки тахографа.
Категория «ТМ» включает грузовые автомобили, применяемые исключительно для доставки сельскохозяйственной продукции, такой как зерно, плоды и овощи, корма для животных, сельскохозяйственная техника и оборудование, а также другие товары, используемые в сельском хозяйстве.
Освобождение от установки тахографа применяется к грузовикам с общей массой до 3,5 тонн, а также к грузовикам с общей массой более 3,5 тонн, но не превышающим 7,5 тонн, если они используются только на территории субъектов Российской Федерации и в пределах границам Государств — участников Содружества Независимых Государств.
Помимо этого, грузовики категории «ТМ» не должны использоваться для перевозки пассажиров, за исключением случаев, когда пассажиры перевозятся в процессе обслуживания сельскохозяйственного предприятия.
Важно отметить, что освобождение от установки тахографа распространяется только на грузовики, которые соответствуют вышеуказанным условиям и специально отмечены соответствующими сведениями в свидетельстве о регистрации транспортного средства.