Дополнительные страховые взносы в ПФР за вредные условия труда

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Дополнительные страховые взносы в ПФР за вредные условия труда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Вредными считаются условия труда, которые могут привести к профессиональному заболеванию, а опасными — к травме. На рабочем месте на здоровье могут влиять высокий уровень шума, пыль, вибрация, излучение, плохое освещение, высокая или низкая температура и т. д. Вредных и опасных производственных факторов много, они бывают физическими, химическими, биологическими, психофизиологическими.

Особенности работы во вредных условиях труда

Насколько рабочие места вредные и (или) опасные, определяют по результатам спецоценки условий труда (СОУТ). Работодатели обязаны проводить её раз в 5 лет. Оценивают все рабочие места сотрудников, которые трудятся у ИП или организаций по трудовым договорам, за исключением надомников и дистанционщиков. Есть условия, при которых спецоценку проводят ещё до истечения пяти лет, например:

  • внедрили новое оборудование, которое существенно изменило производственный процесс;
  • ввели новое рабочее место и работник приступил на нём к своим обязанностям, в том числе после открытия организации или ИП;
  • переместили рабочее место в другое помещение и др.

В этих случаях провести внеплановую спецоценку нужно в течение 12 месяцев после изменений.

Если при проведении СОУТ у вас выявлены рабочие места с вредными и (или) опасными условиями труда, занятым на них работникам вы обязаны предоставить доплаты, гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством. Конкретный перечень льгот для «вредников» зависит от класса и подкласса условий труда, присвоенных по результатам спецоценки. Например, за работу с вредными условиям труда 3 или 4 степени или опасными условиями работникам полагается:

  • сокращённый рабочий день — не более 36 часов в неделю;
  • повышенная оплата труда — не менее 4% от ставки или оклада, установленных для работы с обычными условиями труда;
  • как минимум 7 календарных дней ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и др.

Специальная оценка места работы

Подобная работа осуществляется на основе ст. 3 ФЗ № 426. Оценка представлена следующими действиями:

  • Предприятие составляет штатное расписание для работников, определяет места работы, которые необходимо обследовать.
  • К работе по оценке привлекается лицензированная организация, с которой заключается соглашение.
  • Специалисты исследуют документы, составляют план оценки трудовых условий.
  • Каждый этап работы протоколируется, чтобы невозможно было предъявить претензии по завершении деятельности комиссии.
  • К оценке привлекаются сотрудники исследуемых рабочих мест, благодаря чему все стороны согласуют результаты.

Оценка осуществляется не менее 1 раза каждые 5 лет. Если старые рабочие места переквалифицируются или создаются новые, назначается внеочередная проверка.

По итогу оценки создается заключение, в котором делаются выводы по классу опасности каждого места работы. Например, при оценке сложности условий труда в условиях шахты заключение должно содержать характеристики в отношении следующих лиц:

  1. Работников забоя;
  2. Прораба смены и остальных лиц, работающих в этих условиях;
  3. Водителя кара, который работает в подземных условиях.

Выделяют следующие классы опасности на различных видах работ:

  • К 1 классу относят оптимальные условия работы, не представляющие серьезной опасности или вреда.
  • Ко 2 классу относят допустимые условия, которые не несут серьезного воздействия на здоровье. Считается, что периоды отдыха полностью восстанавливают состояние человека.
  • К категории вредной среды относится 3 класс. Наносится вред здоровью, которые во время отдыха устранить не получится. В зависимости от подкласса начисляется от 2 до 7%.
  • К 4 классу относятся опасные условия, приводящие к появлению профессиональных заболеваний и угрожающие жизни. Оплачивается дополнительный тариф в размере 8%.

Тарификация дополнительных взносов в ПФР

В 2023 году нормативы по взносам за осложненные трудовые условия зависят от того, проводилась ли специальная оценка.

При отсутствии оценки После оценочных мероприятий тариф дифференцируется по классам опасности
  • по списку 1 – 8%,
  • по списку 2 (в том числе «малым спискам») – 6%.
8% — 4 класс;
7% — 3 класс, подкласс 4 (3.4);
6% — 3.3;
4% — 3.2;
2% — 3.1.

Величина тарифа для работодателя устанавливается в зависимости от степени опасности условий. По 1 и 2 классам дополнительные взносы не начисляются. Работодатель, вносящий платежи за вредные условия, не имеет право на ограничения по предельной облагаемой взносами базе.

Таким образом, если аттестация рабочих мест, экспертиза условий труда не была проведена или прошла до 1 января 2014 года (несмотря на то, что рабочие места были признаны неопасными), то применяется 6% тариф. Процент взимается с общей суммы выплат, начисляемой в пользу физических лиц. Если специальная проверка трудовых условий проведена по новым правилам, применяется тариф 2-8%.

КБК для уплаты страховых взносов в ФСС за работников

НАЛОГ КБК
Страховые взносы в ФСС за работников на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством 182 1 02 02090 07 1010 160
Страховые взносы в ФСС за работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 393 1 02 02050 07 1000 160

Дополнительные страховые взносы и спецоценка условий труда

28 декабря 2013 года был принят закон о пенсиях № 400-ФЗ, а также закон № 426-ФЗ о специальной оценке условий труда, обязавший абсолютно всех страхователей-работодателей обеспечить своим работникам возможность безопасной работы, а рабочие места привести соответствие с требованиями российских нормативов охраны труда. До вступления в силу закона №426-ФЗ работодателями проводилась аттестация трудовых условий, а с 1 января 2014 года она заменена спецоценкой.

Читайте также:  Диспансеризация 1 раз в 2 года в 2024 году

Проводить специальную оценку работодатель должен вместе со специализированной организацией, отвечающей требованиям ст. 19 закона № 426-ФЗ. Периодичность оценки — как минимум раз в пять лет, если нет оснований для внепланового ее проведения. Результаты, полученные при аттестации рабочих мест до 1 января 2014 года, действуют пять лет, а значит, 31 декабря 2018 года их срок действия истекает и потребуется проведение очередной спецоценки (п.4, 6 ст. 27 закона № 426-ФЗ).

Оценка трудовых условий не требуется в отношении работников-надомников и дистанционных сотрудников, а также лиц, работающих у граждан, не являющихся ИП (ст. 3 закона № 426-ФЗ). К определенным видам рабочих мест применяется особый порядок спецоценки, например, для подземных работ (постановление Правительства РФ от 14.04.2014 № 290).

Следующий этап реформирования пенсионной системы.

В дальнейшем указанный механизм стимулирования был в полной мере реализован в Федеральном законе от 28.12.2013 г. № 421-ФЗ путем внесения поправок в статью 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и статью 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», предусматривающих введение дифференцированных размеров тарифов дополнительных страховых взносов в ПФР в зависимости от класса (подкласса) условий труда, определенного по результатам СОУТ на рабочих местах, на которых заняты работники в профессиях (должностях) и на производствах, занятие которых дает в соответствии с законодательством право на досрочное пенсионное обеспечение. Согласно этим поправкам ежегодный дополнительный страховой взнос в ПФР не начисляется, если на указанных выше рабочих местах по результатам СОУТ установлены оптимальные или допустимые условия труда. Тем самым реализована возможность освобождения работодателя от уплаты дополнительных страховых взносов, ранее прописанная Федеральным законом от 03.12.2012 № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования» в ст. 583 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». Для остальных рабочих мест, дающих право занятым на них работникам на досрочное пенсионное обеспечение, на которых класс (подкласс) условий труда по результатам оценки условий труда определен как вредный или опасный, установлен тариф дополнительных страховых взносов в ПФР в следующем размере: для класса (подкласса) условий труда 3.1 (вредный 1-й степени) – 2%, для класса (подкласса) условий труда 3.2 (вредный 2-й степени) – 4%, для класса (подкласса) условий труда 3.3 (вредный 3-й степени) – 6%, для класса (подкласса) условий труда 3.4 (вредный 4-й степени) – 7%, для класса (подкласса) условий труда 4 (опасный) – 8%. При этом данная норма распространяется на всех работников, занятых на таких рабочих местах. При исчислении страхового стажа должны учитываться требования постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Указанные поправки, внесенные Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ обеспечили законодательное оформление механизма экономического стимулирования работодателя к улучшению условий труда на рабочих местах. С учетом этого, переходные положения, установленные ч. 5 ст.15 Федерального закона, разрешают применение дифференцированных размеров тарифов дополнительных страховых взносов в ПФР в зависимости от класса (подкласса) условий труда на рабочих местах, дающих право занятым на них работникам на досрочное пенсионное обеспечение, определенного как по результатам СОУТ, так и по результатам проведенной до 31 декабря 2013 г. аттестации рабочих мест по условиям труда, но только при условии установления на таких рабочих местах вредных или опасных условий труда. Для рассматриваемых рабочих мест, на которых условия труда признаны оптимальными или допустимыми по результатам проведенной до 31 декабря 2013 г. аттестации рабочих мест по условиям труда, освобождение от уплаты ежегодного дополнительного страхового взноса в ПФР законодательством не предусмотрено, в связи с чем до проведения на этих рабочих местах СОУТ работодатель продолжает выплачивать дополнительные страховые взносы в ПФР в размерах, установленных с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 03.12.2012 № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования»: в отношении выплат лицам, работающим на работах, предусмотренных п/п 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ .на 2015 г. и далее – 9 %; в отношении выплат лицам, работающим на работах, предусмотренных п/п 2 — 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ на 2015 г. и далее – 6%. Для рабочих мест, на которых условия труда признаны оптимальными или допустимыми по результатам проведения СОУТ, дополнительный страховой взнос в ПФР не устанавливается. Таким образом, для работодателя сформирован дополнительный экономический стимул к проведению СОУТ и улучшению условий труда на находящихся в его ведении рабочих местах.

Охрана труда (ОТ) — система сохранения жизни и здоровья людей в ходе осуществления ими трудовой деятельности.

Задачи по ОТ лежат в зоне ответственности административного аппарата компании, какова бы ни была ее отраслевая принадлежность, форма собственности и масштабы бизнеса.

С позиции законодательства регулирование ОТ предполагает:

  • формирование общих норм ОТ, правил техники безопасности и промсанитарии;
  • реализацию предупреждающих действий по предотвращению получения работниками травм на производстве и возникновения профзаболеваний;
  • поддержание на производствах нормальных условий труда, выполнение комплекса мероприятий по его охране, необходимого для нормального исполнения персоналом своих трудовых функций;
  • предоставление отдельным категориям персонала с более низкой трудоспособностью (в силу пола, возраста, различных обстоятельств) расширенных правовых гарантий по ОТ;
  • общественный и госконтроль рассматриваемой сферы.
Читайте также:  Оплата за детский сад многодетным семьям в 2024 году в Дагестане

Важнейшая роль в системе ОТ отведена СОУТ.

Специальная оценка условий труда (СОУТ) — это целостный комплекс поэтапно реализуемых мероприятий по идентификации вредных и/или опасных производственных факторов и оценке степени их влияния на работника с учетом отклонения наблюдаемых значений от нормативных.

Результаты спецоценки применимы в разных целях:

  • они оказывают влияние на исчисление страховых взносов во внебюджетные фонды;
  • работодатель учитывает их при определении гарантий и компенсаций, предоставляемых сотрудникам;
  • они требуются для правильного планирования и реализации различных мероприятий по ОТ (профосмотры, приобретение СИЗ).

Процент страховых взносов за вредные условия труда

  1. Предприятие должно заключить гражданско-правовой договор, на основе которого будет проводиться проверка.
  2. Сначала комиссия утверждает места для работников, подлежащих оценке, далее определяются факторы, которые могут воздействовать на работников.
  3. Результатом аттестации является один из четырех классов опасности, определяемый при проверке:
    • 1 – оптимальный класс, не представляет никакого вреда для организма работника;
    • 2 – допустимый класс, есть некоторые вредные факторы, последствия от которых уходят за период короткого перерыва;
    • 3 – вредный класс, когда показатели превышают установленные нормы, делится на четыре подкласса;
    • 4 – опасный класс, когда человек трудится, рискуя жизнью или имея возможность получить заболевание, которое будет расцениваться как профессиональное.

Если гражданин имеет работодателя, то второй должен выплачивать определенную часть суммы заработка своего работника в ПФР. Если гражданин является владельцем организации или индивидуального предприятия, то он самостоятельно должен выплачивать определенную часть от своего заработка в ПФР.

Пенсия по списку 1, 2 с неполным стажем по вредности

Если гражданин не смог наработать предусмотренное количество стажа на вредном или тяжелом производстве, то согласно и ч. 1 ст. 30 закона № 400-ФЗ он имеет право на уменьшение общего пенсионного возраста — т.е. снижение относительно 55 и 60 лет для женщин и мужчин (несмотря на общее повышение пенсионного возраста с 2019 года, это условие для работников вредных производств изменяться не будет).

Снижение пенсионного возраста при неполном вредном стаже возможно только при выполнении двух условий:

  • наличии не менее половины установленного специального стажа (см. );
  • наличии в полном объеме необходимого количества общего страхового стажа и ИПК.

Уменьшение возраста выхода на пенсию в этом случае осуществляется пропорционально по следующему правилу: норматив снижается на 1 год:

  • при работе — за каждый 1 полный год трудовой деятельности для женщин и мужчин;
  • при работе вредных профессий — за каждые:
    • 2,5 года вредной работы для мужчин;
    • 2 года специального стажа — для женщин.

С учетом этого, возраст выхода на пенсию с неполным стажем работы на вредном или тяжелом производстве можно представить в виде таблицы:

По По
Женщины Мужчины Женщины Мужчины
СЛС ПВ СЛС ПВ СЛС ПВ СЛС ПВ
3,75 52 5 55 5 53 6,25 58
4 51 6 54 6 52 7,5 57
5 50 7 53
6 49 8 52 8 51 10 56
7 48 9 51
7,5 45 10 50 10 50 12,5 55

Примечание: СЛС — специальный льготный стаж в годах; ПВ — пенсионный возраст в годах.

Как это будет выглядеть в отчетности

Плательщикам необходимо будет предоставлять следующие отчеты:

Отчетность

Срок предоставления с 2023 г.

РСВ

Не позднее 25го числа месяца, следующего за расчетным/отчетным периодом

Персонифицированные сведения о физических лицах за месяц

Не позднее 25-го числа следующего месяца

Как внести средства в рамках программы софинансирования?

Не смотря на то, что присоединиться к программе финансирования уже невозможно, если не подано заявление, пополнение пенсий в 2018 году продолжается.

Пособие в рамках госпрограммы увеличивают те, кто подавал заявления до 31.12.2014.

Для подтверждения заявки участники должны были внести минимальный платеж до 31.01.2015 года.

Перевод дополнительных средств на накопительный пенсионный счет осуществляется одноразово или равными платежами в течение всего года. Минимальный размер добровольного взноса – 2000 руб., максимальный платеж ничем не ограничен.

Денежные средства перечисляются участником программы любым их трех способов:

  1. самостоятельно через банковское отделение;
  2. удаленно через сайт Пенсионного фонда с формированием платежного документа;
  3. через организацию-работодателя.

О перечислении денежных средств необходимо сообщать в ПФ после произведения оплаты до 20-х чисел. Для этого надо передать банковские квитанции или другие платежные документы в отделение.

Для граждан, пришедших в программу до 31.01.2015, предложенный государством порядок перечисления, индексирования сбережений сохранится в течение 10 лет со дня подачи заявления и внесения первого платежа. Создание накопительных долей продолжится через ПФР или НПФ. На индексацию пенсионных сбережений не могут рассчитывать граждане, направившие заявления после 31 января 2015 года. Но они имеют право отчислять платежи для увеличения накопительной пенсии.

  • Справка об особом характере работы или условиях труда, необходимых для досрочного назначения страховой пенсии по старости (образец).doc
  • Приказ об изменении условий труда установлении надбавки к заработной плате и дополнительного оплачиваемого отпуска за вредные условия труда (образец).doc

Доступно только подписчикам

  • Справка об особом характере работы или условиях труда, необходимых для досрочного назначения страховой пенсии по старости (бланк).doc
  • Приказ об изменении условий труда установлении надбавки к заработной плате и дополнительного оплачиваемого отпуска за вредные условия труда (бланк).doc

Особенности работы во вредных условиях труда

Вредными считаются условия труда, которые могут привести к профессиональному заболеванию, а опасными — к травме. На рабочем месте на здоровье могут влиять высокий уровень шума, пыль, вибрация, излучение, плохое освещение, высокая или низкая температура и т. д. Вредных и опасных производственных факторов много, они бывают физическими, химическими, биологическими, психофизиологическими.

Насколько рабочие места вредные и (или) опасные, определяют по результатам спецоценки условий труда (СОУТ). Работодатели обязаны проводить её раз в 5 лет. Оценивают все рабочие места сотрудников, которые трудятся у ИП или организаций по трудовым договорам, за исключением надомников и дистанционщиков. Есть условия, при которых спецоценку проводят ещё до истечения пяти лет, например:

  • внедрили новое оборудование, которое существенно изменило производственный процесс;
  • ввели новое рабочее место и работник приступил на нём к своим обязанностям, в том числе после открытия организации или ИП;
  • переместили рабочее место в другое помещение и др.

В этих случаях провести внеплановую спецоценку нужно в течение 12 месяцев после изменений.

Если при проведении СОУТ у вас выявлены рабочие места с вредными и (или) опасными условиями труда, занятым на них работникам вы обязаны предоставить доплаты, гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством. Конкретный перечень льгот для «вредников» зависит от класса и подкласса условий труда, присвоенных по результатам спецоценки. Например, за работу с вредными условиям труда 3 или 4 степени или опасными условиями работникам полагается:

  • сокращённый рабочий день — не более 36 часов в неделю;
  • повышенная оплата труда — не менее 4% от ставки или оклада, установленных для работы с обычными условиями труда;
  • как минимум 7 календарных дней ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска.
Читайте также:  Выкуп долга у банка третьим лицом после решения суда

Бесплатно по России

В старости граждане могут получить материальное обеспечение как только в страховой части, так и в страховой и накопительной одновременно.

Первая разновидность пенсии – это денежная выплата компенсационного характера. Граждане получают её в связи с тем, что утрачивают способность к труду. Такая часть перечисления обязательна для формирования у каждого гражданина. Учитывают страховые взносы, которые работодатель платит за своих подчинённых по стандартной процедуре.

Денежные средства аккумулируются в ПФР, потом их переводят в пенсионные баллы, за счёт чего формируется индивидуальный пенсионный коэффициент. В результате получается объём прав, которым обладает тот или иной гражданин.

Накопительная пенсия – отдельный вид перечислений для материального обеспечения граждан. Здесь формирование связано с волеизъявлением обычного гражданина.

Дополнительные тарифы по взносам для пенсионного страхового обеспечения – явление, заслуживающее отдельного рассмотрения. Руководитель обязан платить за тех, у кого трудовые обязанности связаны с вредными и опасными условиями труда.

В этом случае гарантирован выход на пенсию раньше по сравнению с другими категориями граждан. Размер взносов может составлять до 8% от общей заработной платы для сотрудников в том или ином случае. Точные цифры зависят от того, какие результаты дала специальная оценка труда. До 9% составляет тариф для тех, кто не проводил оценку.

Работа по ученическому договору и дополнительные страховые взносы

Должен ли работодатель начислять страховые взносы по дополнительному тарифу на выплаты работнику, который трудится в особых условиях труда в соответствии с ученическим договором?

Согласно пункту 11 Правил период начального профессионального обучения или переобучения (без отрыва от работы) на рабочих местах в соответствии с ученическим договором включается в периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии, что в статье 27 Закона № 173-ФЗ или в списках указаны производства или отдельные виды работ без перечисления профессий и должностей работников либо предусмотрена определенная работа без указания наименований профессий или должностей.

В этом случае работодатель уплачивает за такого работника страховые взносы по дополнительному тарифу
⭐ Определение Московского областного суда от 31.08.2010 по делу № 33-15966

Работник в учебном отпуске — начислять дополнительные страховые взносы ?

А нужно ли начислять страховые взносы по доптарифу на выплаты работнику, обучающемуся с отрывом от работы?

В период обучения работник не выполняет своих трудовых обязанностей, а значит, на него не воздействуют вредные или опасные факторы, связанные с профессиональной деятельностью. В связи с этим период обучения не включается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Следовательно, работодатель не должен уплачивать за работника страховые взносы в ПФР по дополнительным тарифам в период учебного отпуска.

По основной работе – вредные условия труда, по совместительству – обычные как начислять дополнительные страховые взносы ?

Должен ли работодатель начислять страховые взносы по дополнительному тарифу на выплаты работнику, который по основной работе трудится во вредных условиях, а по совместительству в этой же организации вредных условий труда у него нет?

Если работник занят на видах работ, включенных в Список № 1 или Список № 2, и результатами аттестации подтверждается, что условия труда по основному месту работы признаны вредными, опасными или тяжелыми, на выплаты работнику нужно начислять страховые взносы по дополнительному тарифу. На выплаты за работу по совместительству указанные взносы начислять не нужно.

Кто платит дополнительные взносы в ПФР

Обязанность по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд, в том числе и дополнительных за вредные условия труда, возложена на работодателя. Многие считают, что суммы, необходимые для отчислений в ПФР, вычитаются с заработной платы работников, однако это не так.

Источником страховых взносов (как основного, так и по дополнительному тарифу) являются работодатели, уплачивающие их со всех доходов и вознаграждений своих сотрудников до вычетов из них налогов, то есть с фонда оплаты труда. Однако, страхователь, работающий «сам на себя», осуществляет платежи в ПФР самостоятельно (это ИП, нотариусы, адвокаты и т.д.).

  • Если работодатель не перечисляет взносы по дополнительному тарифу за вредные условия труда, периоды работы не будут засчитаны в льготный стаж для досрочной пенсии.
  • Потом включить эти периоды в спецстаж можно будет только в судебном порядке при условии, что работодатель все же оплатит доп. тариф.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *