Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какая доплата за высшую категорию медсестры». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Значительно поменялась система начислений и выплат, в том числе, оплаты труда сотрудников сферы медицины, работающих в образовательных учреждениях. Сегодня заработная плата рассчитывается по правилам договорной оплаты. Порядок функционирования системы определяется едиными рекомендациями по установлению систем оплаты труда государственных и муниципальных служащих, утвержденными решением Российской трехсторонней комиссии (протокол № 11 от 23.12.2022). Базисом обновленной системы является заключение эффективных контрактов с медицинскими работниками. Они прописывают, условия труда, которые устанавливаются для работника, какие обязанности возлагаются на работника, как рассчитывается заработная плата сотрудников медицинской сферы, учитывая оценки эффективности их труда (Приказ Минтруда № 167н от 04 г. /26/2013). Типовая форма действующего договора и порядок оформления трудовых отношений отражены в рекомендациях Минтруда. Медицинские организации имеют право оформлять трудовые договоры в форме, действующей на данный момент в учреждении, но в целях соблюдения законодательных норм, действующих критериев эффективности необходимо включить в действующий договор, предварительно зафиксировав их в локальных нормативных актах. Раньше каждый год (по состоянию на 1 января) осуществлялась тарификация медицинских сотрудников. Заработная плата начислялась по фиксированным ставкам, утвержденным законодательным органом. При расчете заработной платы сотрудника организации здравоохранения следует учитывать три составляющие расчета.
Какие компоненты входят в должностной оклад медицинского сотрудника в 2023 году
Фиксированная зарплата, зависящая от должности, которую занимает работник и его категории квалификации. Оклады по каждой должности определяются законами правительства, но субъекты Российской Федерации при имении средств в бюджете могут повысить определенный оклад в своем регионе. Компенсационные выплаты – это дополнительная выплата, назначаемая сотрудникам сферы медицины при работе в условиях, отличных от нормальных. Стимулирующие выплаты — надбавка, определяемая для каждого отдельного работника в качестве поощрения за выполнение определенных критериев.
С 01.01.2023 отдельным категориям сотрудникам сферы медицины выплачивается специальное социальное пособие (Постановление Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568). Это новая мера поддержки работников первичного звена здравоохранения, центральных районных, районных и районных больниц. Кроме того, такая доплата полагается врачам, работающим на станциях и в отделениях неотложной помощи. Но медицинское учреждение, в котором они работают, обязано быть включено в государственную или муниципальную систему здравоохранения и принимать участие в основных или территориальных программах обязательного медицинского страхования. Врачам платят от 4500 до 18500 рублей. На размер доплаты влияет категория сотрудника медицинской сферы и тип учреждения.
Способы получения надбавки
На самом деле выплаты по категориям медицинским сотрудникам начинается автоматически, как только категория присвоена. Вам достаточно оформить заявление. Основанием для присвоения категории всем сотрудникам бюджетной области является аттестация на присвоение категории, которая может быть санкционирована руководителем или самим сотрудником. Для получения квалификационной категории медработнику нужно пройти разнообразные процедуры отчета, чтобы продемонстрировать свои профессиональные знания, навыки и умения членам аттестационной комиссии. В аттестационную комиссию включены независимые региональные эксперты сферы здравоохранения. Аттестационная категория присваивается общим решением членов комиссии после выполнения профессиональных заданий.
После получения решения о присвоении категории, медицинский сотрудник должен обратиться к работодателю с заявлением об определении ему соответствующей поощрительной выплаты и прилагает правоустанавливающие документы. Повышение производится, начиная со второго разряда, затем будет присвоен первый, а после него высший. Для каждой акции нужно проходить новую сертификацию. Категория имеет срок действия, по истечении которого она подтверждается или повышается. Но медработники имеют право досрочно перейти на следующий уровень. Поощрительная надбавка за профессиональную категорию обязательна! Её не могут не выплачивать. Обязанность по назначению выплаты прописывается в коллективном договоре организации и в трудовом договоре, который заключается между руководителем и сотрудником. Если в трудовых документах не указан пункт о его начислении, то руководитель все равно обязан выплачивать пособие. Нарушение правила влечет за собой административную ответственность и штрафы. Сотрудник может обжаловать невыплату поощрительных сумм в судебном порядке.
Надбавка за стаж медицинским работникам
Следующая часть оплаты труда медработников — надбавка за стаж, за выслугу лет. Она призвана стимулировать непрерывную работу в медицине.
Условия (количество отработанных лет) | % надбавки |
---|---|
От 1 до 3 | 10 |
От 3 до 5 | 15 |
Свыше 5 | 20 |
Порядок и сроки прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории
I. Общие положения
1. Аттестация медицинских и фармацевтических работников проводится в целях реализации права на получение квалификационной категории в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (далее — аттестация).
2. Аттестация специалистов проводится по специальностям, предусмотренным номенклатурой специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование или среднее профессиональное медицинское и фармацевтическое образование (далее — специальности).
3. Аттестация специалистов, имеющих иное высшее образование и осуществляющих медицинскую и фармацевтическую деятельность, проводится по должностям, предусмотренным номенклатурой должностей медицинских и фармацевтических работников (далее — должности).
4. По результатам аттестации устанавливаются вторая, первая или высшая квалификационная категория.
5. Специалисты проходят аттестацию раз в пять лет, за исключением аттестации на присвоение более высокой квалификационной категории. Специалисты могут проходить аттестацию на присвоение более высокой квалификационной категории не ранее чем через два года со дня издания акта о присвоении квалификационной категории.
Квалификационные категории, присвоенные специалистам, действительны в течение пяти лет со дня издания акта об их присвоении.
6. При аттестации оцениваются теоретические знания и практические навыки, необходимые для выполнения профессиональных обязанностей по соответствующим специальностям и должностям, на основе результатов квалификационного экзамена, включающего экспертную оценку отчета о профессиональной деятельности специалиста (далее — отчет), тестовый контроль знаний и собеседование.
7. Специалист, претендующий на присвоение второй квалификационной категории, должен:
- иметь теоретическую подготовку и практические навыки в области осуществляемой профессиональной деятельности;
- использовать современные методы диагностики, профилактики, лечения, медицинской реабилитации и владеть лечебно-диагностической техникой в области осуществляемой профессиональной деятельности (за исключением лиц, имеющих фармацевтическое образование);
- принимать участие в оптимизации и актуализации процессов и процедур деятельности аптечной организации, направленных на снижение производственных потерь, оптимизацию деятельности, увеличение товарооборота, и (или) участие в разработке документации системы качества фармацевтической организации, и (или) участие в проверках внутреннего контроля фармацевтической организации и последующей разработке корректирующих и предупреждающих мероприятий (для лиц, имеющих фармацевтическое образование);
- ориентироваться в современной научно-технической информации, владеть навыками анализа количественных и качественных показателей работы, составлять отчет о работе;
- иметь стаж работы по специальности (в должности) не менее трех лет.
8. Специалист, претендующий на получение первой квалификационной категории, должен:
- иметь теоретическую подготовку и практические навыки в области осуществляемой профессиональной деятельности и смежных дисциплин;
- использовать современные методы диагностики, профилактики, лечения, медицинской реабилитации и владеть лечебно-диагностической техникой в области осуществляемой профессиональной деятельности (за исключением лиц, имеющих фармацевтическое образование);
- принимать участие в оптимизации и актуализации процессов и процедур деятельности аптечной организации, направленных на снижение производственных потерь, оптимизацию деятельности, увеличение товарооборота, и (или) участие в разработке документации системы качества фармацевтической организации, и (или) участие в проверках внутреннего контроля фармацевтической организации и последующей разработке корректирующих и предупреждающих мероприятий (для лиц, имеющих фармацевтическое образование);
- ориентироваться в современной научно-технической информации, уметь квалифицированно провести анализ количественных и качественных показателей работы, составлять отчет о работе;
- участвовать в решении тактических вопросов организации профессиональной деятельности;
- иметь стаж работы по специальности (в должности) не менее пяти лет.
9. Специалист, претендующий на получение высшей квалификационной категории, должен:
- иметь высокую теоретическую подготовку и практические навыки в области осуществляемой профессиональной деятельности и смежных дисциплин;
- использовать современные методы диагностики, профилактики, лечения, медицинской реабилитации и владеть лечебно-диагностической техникой в области осуществляемой профессиональной деятельности (за исключением лиц, имеющих фармацевтическое образование);
- принимать участие в оптимизации и актуализации процессов и процедур деятельности аптечной организации, направленных на снижение производственных потерь, оптимизацию деятельности, увеличение товарооборота, и (или) участие в разработке документации системы качества фармацевтической организации, и (или) участие в проверках внутреннего контроля фармацевтической организации и последующей разработке корректирующих и предупреждающих мероприятий (для лиц, имеющих фармацевтическое образ��вание);
- уметь квалифицированно оценить данные специальных методов исследования с целью установления диагноза;
- ориентироваться в современной научно-технической информации и использовать ее для решения тактических и стратегических вопросов профессиональной деятельности, составлять отчет о работе;
- иметь стаж работы по специальности (в должности) не менее семи лет.
II. Формирование аттестационных комиссий
10. Для проведения аттестации специалистов:
- федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, создается центральная аттестационная комиссия, состав которой актуализируется не реже одного раза в два года;
- федеральными органами исполнительной власти и организациями, имеющими подведомственные медицинские организации и фармацевтические организации, создаются ведомственные аттестационные комиссии, состав которых актуализируется не реже одного раза в два года;
- органами исполнительной власти субъектов РФ создаются территориальные аттестационные комиссии, состав которых актуализируется не реже одного раза в два года.
11. Аттестационная комиссия состоит из Координационного комитета (далее — Комитет) и Экспертных групп по специальностям (далее — Экспертные группы).
В состав аттестационной комиссии включаются ведущие специалисты организаций, осуществляющих медицинскую или фармацевтическую деятельность, представители профессиональных некоммерческих организаций, создаваемых медицинскими работниками или фармацевтическими работниками, работодателей, органа государственной власти или организации, формирующих аттестационную комиссию.
12. Аттестационная комиссия состоит из председателя аттестационной комиссии, заместителя председателя аттестационной комиссии, ответственного секретаря аттестационной комиссии, заместителя ответственного секретаря аттестационной комиссии, членов аттестационной комиссии.
Персональный состав аттестационной комиссии утверждается актом органа государственной власти или организации, создавшими аттестационную комиссию, из расчета не менее пяти членов с учетом председателя аттестационной комиссии, заместителя председателя аттестационной комиссии, ответственного секретаря аттестационной комиссии, заместителя ответственного секретаря аттестационной комиссии, членов аттестационной комиссии.
13. Председатель аттестационной комиссии является председателем Комитета, осуществляет общее руководство деятельностью аттестационной комиссии, председательствует на заседаниях Комитета, организует работу аттестационной комиссии, осуществляет общий контроль за реализацией принятых аттестационной комиссией решений, распределяет обязанности между членами аттестационной комиссии.
Председатель территориальной аттестационной комиссии назначается по согласованию с профессиональной некоммерческой организацией, указанной в части 3 статьи 76 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».
Заместитель председателя аттестационной комиссии является заместителем председателя Комитета, исполняет обязанности председателя аттестационной комиссии в его отсутствие, осуществляет иные функции по поручению председателя аттестационной комиссии, в рамках работы аттестационной комиссии.
Ответственный секретарь аттестационной комиссии является ответственным секретарем Комитета, назначаемым из числа представителей органа государственной власти или организации, формирующих аттестационную комиссию.
Ответственный секретарь аттестационной комиссии:
- регистрирует и рассматривает поступающие в аттестационную комиссию документы специалистов на предмет их соответствия пункту 20 настоящего Порядка;
- формирует материалы для направления в Экспертные группы;
- готовит материалы к заседаниям Комитета, проекты решений Комитета;
- осуществляет иные функции по поручению председателя аттестационной комиссии в рамках работы аттестационной комиссии.
Заместитель ответственного секретаря аттестационной комиссии исполняет обязанности ответственного секретаря аттестационной комиссии в его отсутствие, осуществляет иные функции по поручению председателя аттестационной комиссии.
Из чего складывается зарплата медработника
Порядок обеспечения дополнительных социальных гарантий за выслугу лет регламентируется российским законодательством и является обязательным для соблюдения в отношении всех категорий трудящихся и всех видов хозяйствования. В частности, выслуга лет считается для медицинских работников как младшего, так и высшего звена и предоставляет одинаковые ключевые права как врачам, обладающим высшим образованием, так и медсестрам, которые его не имеют.
Рассматриваются же вопросы, связанные с выслугой лет медикам, в следующих нормативно-правовых документах и актах, с текстом которых следует ознакомиться как самим медработникам, так и их руководителям или гражданам, которые только выбирают свою будущую профессию:
- ФЗ №400 от 28.12.2013. Данным законом рассматриваются принципы правового регулирования страховой системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации в целом. В частности, он также устанавливает и критерии предоставления досрочных пенсий отдельным категориям трудящихся по достижении какого-либо возраста или срока стажа.
- Приказ Минздрава №463н от 28.08.2008. В этом документе устанавливаются принципы предоставления надбавок за выслугу лет медикам, а также иные дополнительные категории социальных гарантий и льгот.
Основным условием для льготного выхода на пенсию медицинских работников (врачей, медсестер, акушерок и т.д.) является наличие необходимого медицинского стажа — 25 или 30 лет в зависимости от местности, в которой работает медик. С проведением пенсионной реформы эти нормативы не изменятся, также как и не будут корректироваться правила подсчета специального стажа и список медицинских должностей.
Чтобы определить, входит ли стаж работы в льготный медицинский стаж, позволяющий оформить пенсию досрочно (по выслуге лет), следует руководствоваться законодательным актом для каждого соответствующего периода.
Необходимо отметить, что в льготный стаж включаются периоды трудовой деятельности только в тех должностях и учреждениях, которые предусмотрены вышеуказанными законодательными актами. Если записи в трудовой книжке не соответствуют таким требованиям, то при определении права на досрочную пенсию в ПФР из стажа могут быть исключены некоторые периоды работы.
Чтобы период работы был учтен в льготном медицинском стаже, медработники должны осуществлять официальную трудовую деятельность в предусмотренной законодательством должности и учреждении здравоохранения. Как было отмечено ранее, наименование должности и организации должны соответствовать действующим в тот период времени нормативным документами.
Наименование учреждения | Наименование должности |
---|---|
Больницы |
|
Психиатрические больницы (стационары) | |
Медико-санитарные части | |
Госпитали | |
Дома сестринского ухода | |
Амбулатории | |
Фельдшерско-акушерские пункты | |
Диспансеры | |
Родильные дома | |
Санатории | |
Мед. роты | |
Дезинфекционные станции | |
Лепрозории | |
Противочумные центры | |
Военные лазареты | |
Станции скорой мед. помощи, скорой и неотложной мед. помощи | |
Станции переливания крови | |
Женские консультации и другие организации |
Врачебные категории: порядок присвоения, надбавки
Если специалистом в области медицины успешно пройдена аттестация, комиссия выносит решение о присвоении претендующему нужной врачебной категории. Вышеуказанная информация публикуется на официальном ведомственном сайте, после чего специалист имеет право обращаться к работодателю за установлением надбавки к заработной плате. Глава медицинской организации в обязательном порядке устанавливает аттестованному сотруднику премию за полученную категорию. Данный вид денежной доплаты следует оговаривать заблаговременно, перед заключением трудового или коллективного договора. Если данный пункт в соглашении отсутствует, то кадровики и юристы должны оформить дополнение к договору.
- способствует подаче специалистом документов о его квалификации;
- взаимодействует с комиссией по аттестации профессионалов на предмет получения ими определенной квалификационной категории;
- представляет в комиссию по аттестации информацию о количестве специалистов, которые осуществляют работу в медицинской организации и прошли процесс получения квалификационной категории, а также специалистов, которые хотят засвидетельствовать квалификационную категорию в следующем году;
- оповещает специалиста, который стремится получить квалификационный разряд.
Из чего складывается зарплата медработника
Система начислений и выплат медицинским работникам, в том числе оплата труда медработников, работающих в учреждениях образования, существенно изменилась. Теперь заработная плата начисляется по правилам договорной оплаты. Порядок функционирования системы определен едиными рекомендациями по установлению систем оплаты труда государственных и муниципальных служащих, утвержденными решением Российской трехсторонней комиссии (протокол № 11 от 22.12.2017).
Основа новой системы — заключение с медработниками эффективных контрактов. В них прописывается, какие условия труда определяются для сотрудника, какие обязанности вменяются служащему, как рассчитывается зарплата медработников с учетом оценки эффективности их работы (Приказ Минтруда № 167н от 26.04.2013). Типовая форма эффективного контракта и порядок оформления трудовых отношений приведены в рекомендациях Минтруда.
В соответствии с пунктом 2 (1) Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 33, ст. 3852; № 40, ст. 4544; 2010, № 52, ст. 7104; 2012, № 21, ст. 2652; № 40, ст. 5456; 2013, № 5, ст. 396; 2014, № 4, ст. 373), приказываю:
1. Утвердить по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации Положение об оплате труда работников федеральных казенных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации, по виду экономической деятельности «Здравоохранение и предоставление социальных услуг» согласно приложению.
«Шиш нам». Cотни тысяч российских врачей не получили обещанные выплаты
Медики не получают обещанные правительством социальные выплаты, которые должны были охватить 1,1 млн специалистов. С января правительство установило социальную выплату для сотрудников поликлиник, районных и участковых больниц, врачей скорой помощи. Размер выплат составляет от 4,5 тыс. до 18,5 тыс. в зависимости от категории врача. В 2023 году на эти цели планируется направить 152,4 млрд руб.
Однако по состоянию на 16 марта деньги получили только 744 000 медработников и лишь за январь.
Проблемой стало то, что постановление правительства можно трактовать различным образом. Так, например, центральным больницам выплаты положены, а межрайонным и областным — нет.
«Спасибо руководству, из районной больницы наша стала областной, но находится в прежнем месте. Шиш нам», — пишут врачи в соцсетях.
Расширять категории, получающих соцвыплату, не планируется, а пересмотра ситуации с межрайонными больницами не будет, заявила замруководителя департамента медобразования и кадровой политики в здравоохранении Нина Ковязина.
Трактовки постановления
С 1 января 2023 года правительство установило специальную социальную выплату для отдельных категорий медицинских работников. В частности, она положена сотрудникам первичного звена здравоохранения (поликлиники и фельдшерско-акушерские пункты), центральных районных, районных и участковых больниц, а также занятым на станциях и в отделениях скорой помощи — всего около 1,1 млн человек.
Размер выплат зависит от категорий и составляет от 4,5 тыс. до 18,5 тыс. рублей. В течение года на нее планируется направить 152,4 млрд рублей. 16 марта Минздрав отчитался, что более 744 тыс. медработников уже начислены выплаты за январь.
Но с момента появления постановления правительства в медицинском сообществе не утихают дискуссии — документ порождает много вопросов и допускает различные трактовки. 10 февраля Минздрав разместил свои разъяснения, касающиеся постановления, на портале нормативно-правовых актов и одновременно разослал их в регионы. 23 марта приказ ведомства с этими разъяснениями зарегистрировал Минюст. Но вопросы у медработников всё равно остались.
Например, в соцсетях медработники жалуются, что узкие специалисты в городских поликлиниках выплаты должны получить, а в стационарах — нет. Опасаются, что лаборанты в больницах выплаты получат, а в поликлиниках — нет. Указывают, что центральным больницам выплаты положены, а межрайонным и областным нет — их нет в постановлении. При этом в регионах существует достаточно частая практика, когда районные больницы объединяют в межрайонные. Также в постановлении указано, что медсестрам выплата положена, если у них среднее медицинское образование, тогда как медсестрами работают и люди с высшим образованием.
«Спасибо руководству, из районной больницы наша стала областной, но находится в прежнем месте, — пишут врачи в соцсетях. — Шиш нам».
«Докторам городских стационаров не нужна надбавка к зарплате? — недоумевает еще один в соцсетях. — Работаю в приемном отделении. К нам свозят практически всю республику. Хотя в каждом районе есть свое отделение. Районная больница может за сутки трех принять, а мы — 24–30 детей. Им надбавки, а нам ничего… Очень обидно!»
«У нас в отделении диагностики вообще ничего не выплатили, хотя работаем в поликлинике, принимаем пациентов от разных специалистов, в том числе терапевтов и районных врачей, тянем на себе всю диспансеризацию (углубленную и до взрослого населения)», — пишут сотрудники на тематических форумах.
«Врачи-бактериологи с биологическим образованием лабораторий районных больниц тоже оказались в несчастливчиках. Вот имею большой стаж, высшую категорию, должностные обязанности те же, выплаты не будет», — пишет еще одна врач.
Медики на форумах ищут специалистов на аналогичной должности в аналогичных учреждениях, спрашивая, пришла ли им выплата. И радуются, если их коллеги выплаты получили, — у них остается надежда.
Назначение надбавки за Выслугу Лет
Надбавка за Выслугу Лет (НВЛ) – это дополнительная выплата, предоставляемая медицинским работникам за каждый год непрерывной работы в сфере здравоохранения. НВЛ является льготной и выплачивается медработникам в соответствии с таблицей, утвержденной Министерством здравоохранения.
В 2024 году были внесены изменения в правила расчета и назначения НВЛ. Теперь размер надбавки зависит от стажа работы медиков в годах. При подсчете стажа учитывается непрерывный период работы в сфере медицинского учреждения, включающий время отпуска, декретного отпуска и работы с коммерческими медицинскими организациями.
НВЛ начисляется медицинским работникам после выхода на пенсию или при увольнении по иным основаниям. Надбавка предоставляется в процентном соотношении к окладу медика в год выслуги.
Таблица надбавок за Выслугу Лет устанавливает размеры надбавки для разных категорий медицинских работников в зависимости от их выслуги лет. Например, для медсестер с выслугой до 10 лет надбавка составляет 5% от оклада, а для медицинских педагогов с выслугой более 25 лет – 30% от оклада.
Важно отметить, что НВЛ предоставляется только за непрерывный стаж работы в медицинском учреждении. В случае перехода на другую работу или выхода на пенсию без последующего возвращения к медицинской деятельности, надбавка за выслугу лет не выплачивается.
Особенности расчета медицинского стажа для выхода медработников на льготную пенсию в 2024 году
Медицинскому работнику, по завершении его трудовой деятельности, положена надбавка за выслугу лет в форме льготной пенсии. Расчет стажа медработников зависит от ряда факторов, включая непрерывный стаж, количество лет работы в медицинских учреждениях и даже декретный отпуск.
Один из них – стаж непрерывной работы в медицинских учреждениях. Он рассчитывается как сумма всех периодов работы. Непрерывный стаж включает в себя также декретные отпуска, а также любые периоды отсутствия на работе по льготным основаниям.
Другой фактор – выслуга лет. Врачи, медсестры и другие медицинские работники получают надбавку за каждый год работы. Информация о выслуге лет необходима для назначения льготной пенсии и начисления надбавки.
В 2024 году, в связи с пандемией COVID-19 (коронавируса), медицинским работникам начисляется дополнительный стимулирующий заработок. Это может повлиять на особенности расчета медицинского стажа и надбавок для получения льготной пенсии.
Надбавка за выслугу лет начисляется по процентной ставке от окладов медработников. Новые таблицы, установленные для медицинских работников, предусматривают разные проценты в зависимости от выслуги лет. Соответствующая информация указана во внутренних нормативных документах.
Что медики могли получить в пандемию
Первые «ковидные» выплаты были установлены распоряжением Путина в апреле 2020 года: согласно документу медикам, работающим с больными коронавирусом, были установлены ежемесячные стимулирующие выплаты. Для врачей — 80 тыс. руб., среднего персонала — 50 тыс. руб., врачам скорой помощи — 50 тыс. руб. и т.д.
В мае 2020 года врачам, среднему и младшему медперсоналу, а также водителям скорой помощи, которые работали с пациентами с подтвержденным коронавирусом или подозрением на него, новым указом президента гарантировались дополнительные страховые гарантии в качестве единовременной выплаты.
Так, в случае смерти медработника из-за заражения COVID-19 при исполнении трудовых обязанностей его родственникам и подопечным полагалось 2,8 млн руб. Если здоровью медработника был причинен вред, выплата составляла чуть более 68 тыс. руб., а в случае утраты трудоспособности — инвалиду I группы более 2,2 млн руб.
В 2020 году Фонд социального страхования (ФСС) выплатил заразившимся COVID-19 медикам 6,8 млрд руб., в 2021 году на эти же средства ФСС направил уже 265 млрд руб.
С 1 ноября 2020 года медики, работающие с коронавирусом, также стали получать отдельные «специальные социальные выплаты», которые устанавливались правительством, и их получение медработниками гарантировалось до конца 2021 года. В рамках этой меры соцподдержки врачи, оказывающие скорую помощь, могли получить 2,4 тыс. руб., врачи ковидных стационаров — 3,9 тыс. руб., младший медперсонал, обеспечивающий оказание первичной амбулаторной помощи, — 600 руб. и т.д.
Исходя из данных Казначейства в 2021 году на специальные выплаты медикам из бюджета было потрачено 216 млрд руб. Они также были продлены правительством на текущий 2022 год с выделением 128,5 млрд руб.
Траты федерального бюджета в 2021 году на антиковидные меры министр финансов Антон Силуанов оценил в 850 млрд руб. По его словам, в первую очередь средства идут на подготовку первичного звена, больниц, на поддержку медиков и на бесплатные лекарства.
Профсоюз медработников «Действие» в своем отчете за 2021 год обращал внимание, что такие социальные выплаты не дошли до широкого круга немедицинского персонала, который при этом контактировал с пациентами с коронавирусом. Кроме того, руководители медорганизаций зачастую игнорировали, что выплаты были предусмотрены не только за лечение, но и за диагностирование ковида.