Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Возмещение коммунальных услуг по договору аренды бюджетному учреждению». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
При заключении договора на возмещение стоимости коммунальных услуг необходимо иметь в виду, что такой договор не является договором оказания коммунальных услуг. Он устанавливает порядок возмещения расходов на оплату коммунальных и эксплуатационных услуг учреждения, предоставляемых в арендуемом помещении.
Читателям следует обратить внимание на последнее письмо Минфина России от 19.06.2007 г. № 03-11-04/2/166.
В нем рассматривается ситуация, когда, в соответствии с условиями договора аренды, стоимость услуг связи арендатором оплачивается сверх арендной платы. Минфин России поясняет, что сумму компенсации арендодатель должен учесть как полученный доход при определении объекта налогообложения по налогу. А оплату услуг телефонной связи принимать в расходы.
Несмотря на то что письмо направлено арендодателям, находящимся на упрощенной системе налогообложения, выводы Минфина России строятся на статьях главы 25 Налогового кодекса «Налог на прибыль организаций». А именно – статьи 249, затрагивающей понятие доходов, и статьи 259, регламентирующей расходы.
Поэтому налогоплательщику, находящемуся на общем режиме налогообложения, необходимо его учитывать.
Законодательная база Российской Федерации
На сайте «Zakonbase» представлен ПИСЬМО Минфина РФ от 05.07.2002 N 3-12-3/31 «О ПОРЯДКЕ ВОЗМЕЩЕНИЯ АРЕНДАТОРАМИ ЗАТРАТ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ АРЕНДОДАТЕЛЕЙ НА ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ И КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ» в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.
На сайте «Zakonbase» вы найдете ПИСЬМО Минфина РФ от 05.07.2002 N 3-12-3/31 «О ПОРЯДКЕ ВОЗМЕЩЕНИЯ АРЕНДАТОРАМИ ЗАТРАТ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ АРЕНДОДАТЕЛЕЙ НА ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ И КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ» в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.
Возмещение арендатором ЛПУ расходов на оплату коммунальных услуг
Заметим, что указанные нормативные акты не содержат четкого порядка возмещения арендатором коммунальных и иных расходов. В силу п. 4 Инструкции N 174н, п. 2 Инструкции N 162н и п. 5 Инструкции N 183н при отсутствии в этих документах корреспонденции счетов бухгалтерского учета по хозяйственной операции, производимой учреждениями в соответствии с законодательством РФ, учреждения имеют право по согласованию с финансовым органом, на счете которого ему открыты лицевые счета (с органом, осуществляющим в отношении учреждений функции и полномочия учредителя), определять необходимую для отражения в бухгалтерском учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей данным Инструкциям. Указанную корреспонденцию счетов также необходимо закрепить в учетной политике учреждения.
Средства, полученные от приносящей доход деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение бюджетных и автономных учреждений и могут использоваться по их усмотрению в соответствии с утвержденным планом финансово-хозяйственной деятельности.
Кто оплачивает коммунальные квитанции по договору безвозмездного пользования
Зачастую, арендаторы используют договор безвозмездного пользования, вместо договора аренды, чтобы не платить налоги от нее, но это противозаконно, поскольку жилье дается в пользование бесплатно, а значит, плату за него вносить не надо. Кроме того, характер договора исключает возможность получения прибыли и выгоды экономического характера от передачи жилья, поэтому налоговая база не формируется. Бывают случаи, когда налоговые органы квалифицируют данный договор, как договор аренды, либо безвозмездной передачи и начисляют налоговые платежи.
При этом соглашение безвозмездного пользования, содержащее подобные условия по оплате, не может быть переквалифицировано в договора жилого найма или аренды помещения. Правовые отношения, возникающие в результате заключения соглашения о безвозмездном пользовании жильем, регулируются положениями 36 главы российского Гражданского кодекса. У нас есть только приказ нашего ГРБС о наделении полномочий АДБ с кодом дохода 00011302064040000 Согласно Указаниям № 171н это
Учет кассовых операций в бюджетных учреждениях (нюансы)
- Единый план счетов, утвержденный приказом Минфина России от 01.12.2022 № 157н;
- План счетов бюджетного учета, утвержденный приказом Минфина России от 16.12.2022 № 174н;
- указание Банка России о порядке ведения кассовых операций от 11.03.2022 № 3210-У;
- приказ Казначейства России «О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов» от 10.10.2022 № 8н;
- закон «О ККТ» от 22.05.2022 № 54-ФЗ.
Восстановление кассовых расходов в бюджетном учреждении проводки 2022
В дальнейшем данными денежными средствами учреждение может распорядиться по своему усмотрению в том числе направить их на исполнение обязательств, связанных с выполнением муниципального задания.Документом, определяющим направления использования бюджетным учреждением средств субсидии на выполнение муниципального задания, является план финансово-хозяйственной деятельности учреждения (далее — План ФХД). Общие требования к составлению Плана ФХД установлены приказом Минфина России от 28.07.2022 N 81н (далее — Требования N 81н).
При этом муниципальное бюджетное учреждение составляет в соответствии с Требованиями N 81н План ФХД в порядке, определенном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения (далее — Учредитель). Учредитель вправе установить особенности составления и утверждения Плана ФХД для отдельных учреждений (п.
Отражены плановые назначения по доходам (поступлениям), полученным от оказания платных услуг 2 507 10 130 2 504 10 130 100 000 Отражены плановые назначения по расходам (выбытиям): на оплату транспортных услуг 2 504 10 222 2 506 10 222 50 000 на уплату прочих расходов 2 504 10 290 2 506 10 290 50 000 Поступили доходы от оказания платных услуг 2 201 11 000 (Забалансовый счет 17 по КОСГУ 130) 2 205 30 000 90 000 Произведены расходы на транспортные услуги 2 302 22 000 2 201 11 000 50 000 Поступил возврат перечисленного в 2022 году аванса за транспортные услуги 2 201 11 000 (Забалансовый счет 18 по КОСГУ 222) 2 206 22 000 10 000 Поступил возврат излишне уплаченного в 2022 году налога на имущество 2 201 11 000 (Забалансовый счет 18 по КОСГУ 290) 2 303 05 000 13 000 Перечислен налог на имущество в 2022 году 2 303 05 000 2 201 11 000 (Забалансовый счет 18 по КОСГУ 290) 40 000 В отчете (ф.
В этом случае другими будут только статьи КОСГУ, за счет средств, отраженных на них, оплачиваются различные работы и услуги.
Что такое бюджетный учет, какими НПА он регулируется Структура счета бюджетного учета Проводки в бюджетном учете в 2022–2022 годах Итоги Что такое бюджетный учет, какими НПА он регулируется Организации государственного сектора ведут учет исходя из положений Единого плана счетов и инструкции к нему, утвержденных приказом Минфина РФ от 01.12.2022 № 157н.
Примерная форма договора аренды муниципального недвижимого имущества, составляющего муниципальную казну, заключенного путем проведения торгов (конкурсов, аукционов)
6.3.3. Арендатор не имеет права вносить и хранить в Здании взрывчатые, пожароопасные, легковоспламеняющиеся, наркотические и ядовитые вещества, боеприпасы и оружие, включая их части; пользоваться звукоизлучающими, радиоизлучающими и вибрационными установками с параметрами, превышающими допустимые; перегружать электрические и иные сети, устанавливать приборы и оборудование, эксплуатация которого может привести к превышению мощности.
6.2.9. В случае взыскания контролирующими органами штрафных санкций с Арендодателя за нарушения, допущенные Арендатором в процессе осуществления им своей деятельности, Арендатор возмещает Арендодателю понесенные расходы в течение 3 (трех) рабочих дней с даты получения соответствующего требования от Арендодателя и документов, подтверждающих факт предъявления контролирующими органами Арендодателю требования об уплате штрафных санкций.
Особенности договора об аренде
Как только обе стороны подписывают договора на возмещение коммунальных услуг арендатором, он автоматически вступает в законную силу. Если один из участников нарушит его условия, то будет нести административную ответственность. В этом случае, возможно досрочное расторжение сделки. Но если ситуация более чем серьёзная, то данное разбирательство будет решаться в судебном порядке.
Важно! Существует дополнительная денежная компенсация за просроченные платежи или недостающую сумму в счёт обслуживания коммунальных услуг. Сроки за такие услуги прописаны Гражданским Кодексом РФ. Арендатор и арендодатель следуют условиям каждого пункта договора, без нарушения. Это особенно важно, ведь в документе оговариваются все условия и пожелания обеих сторон.
Некоторые преобразования коснулись условий ЖКХ. Однако, на федеральном уровне особых изменений не обнаружено. В основном, они затрагивают сферы деятельности управляющих компаний.
Увязываем КОСГУ с КВР
В целях отражения коммунальных расходов в бухгалтерском учете и отчетности подстатья КОСГУ увязывается с КВР. Если раньше все вышеперечисленные коммунальные платежи отражались по подстатье 223 КОСГУ в увязке с КВР 244, то теперь следует разделять:
1. Расходы на оплату:
-
потребленных энергетических и (или) коммунальных ресурсов в рамках договоров поставки электроэнергии, газа, теплоснабжения, включая оплату просроченной задолженности за указанные потребленные энергетические и (или) коммунальные ресурсы;
-
услуг транспортировки указанных энергетических и (или) коммунальных ресурсов по газораспределительным и электрическим и теплосетям (при ее наличии).
Возмещение коммунальных услуг в бюджетных учреждениях
Часть арендной платы, размер которой что определяется в процессе исполнения договора, называется условным арендным платежом. Помимо коммунальных услуг, это могут быть расходы на текущий ремонт, страхование, охрану, налог на имущество и т.д. На основании Инструкции 157н для учета возмещения коммунальных услуг в бюджетном учреждении в 2022 году применяется счет 0 205 35 – доход по условным арендным платежам. Доход отражается по подстатье КОСГУ 135.
Бюджетное учреждение предоставило в аренду помещения коммерческой нефинансовой организации ООО «Восток». По договору ежемесячный фиксированный платеж составляет 25000 руб. Оплата коммунальных платежей должна производиться дополнительно. Ежемесячный расчет пропорционально занимаемой площади выполняет арендодатель после получения счетов от поставщиков услуг.
Возмещение коммунальных услуг арендатором бюджетному учреждению
Напомним, что арендные правоотношения между бюджетным учреждением – арендодателем и юридическим или физическим лицом – арендатором должны быть оформлены соответствующим договором аренды (о том, как его составить, мы рассказывали в «Особенности аренды недвижимого имущества государственной и коммунальной собственности»).
Типовой договор аренды индивидуально определенного (недвижимого или иного) имущества, относящегося к государственной собственности, утвержден приказом Фонда госимущества от 23.08.2000 г. № 1774 (далее – Приказ № 1774, Типовой договор № 1774).
33.1. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ОПЛАТЫ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
Большинство организаций осуществляют свою деятельность в арендованных помещениях. Для того чтобы нормально эксплуатировать помещения, арендаторы пользуются электроэнергией, холодной и горячей водой, теплом, газом, т.е. коммунальными услугами (п. 4 ст. 154 ЖК РФ). Перечень предоставляемых коммунальных услуг устанавливается в каждом конкретном случае в договоре аренды.
Таким образом, при получении имущества в аренду у арендатора возникает обязанность не только своевременно и в полном объеме вносить арендную плату, но и оплачивать коммунальные услуги, если иное не установлено законом или договором (п. 2 ст. 616 ГК РФ).
Как правило, арендаторы производят уплату коммунальных услуг не поставщикам этих услуг, а своим арендодателям, компенсируя тем самым их расходы на «коммуналку».
Это связано с тем, что в большинстве случаев договоры с поставщиками коммунальных услуг (энергоснабжающими и газоснабжающими организациями, организациями водопроводно-канализационного хозяйства и другими, далее — коммунальные службы) заключают арендодатели, являющиеся собственниками передаваемых в аренду помещений.
Таким образом, арендодатель «передает» арендатору расходы по оплате коммунальных услуг (в части арендуемых помещений), не являясь поставщиком этих услуг.
Важно учесть, что возложение на арендатора расходов по оплате коммунальных услуг не может рассматриваться как форма арендной платы (п. 12 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.
2002 N 66 «Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой»). Поэтому договор, в котором в качестве арендной платы предусмотрена только оплата коммунальных услуг, может быть признан незаключенным (п.
1 ст. 654 ГК РФ).
Что касается расчетов за коммунальные услуги, то арендатор по согласованию с арендодателем может оплачивать «коммуналку» либо в составе арендной платы, либо отдельно от нее.
Возможность включения коммунальных платежей в состав арендной платы установлена гражданским законодательством (ст. 614 ГК РФ).
Рассмотрим два способа такого включения.
33.1.1. КОММУНАЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ ОПЛАЧИВАЮТСЯ В СОСТАВЕ АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ
33.1.1.1. АРЕНДНАЯ ПЛАТА С УЧЕТОМ «КОММУНАЛКИ» — ФИКСИРОВАННАЯ
При таком способе сумма арендной платы с учетом коммунальных расходов определяется в фиксированном виде. Стоимость коммунальных услуг в договоре отдельно не выделяется.
Например, организации «Гамма» (арендодатель) и «Омега» (арендатор) заключили договор аренды нежилых помещений общей площадью 200 кв. м. В договоре предусмотрено, что ежемесячная арендная плата составляет 42 952 руб. (в том числе НДС 6552 руб.) и включает стоимость коммунальных услуг (горячего и холодного водоснабжения, отопления, энергоснабжения).
Отметим, что данный способ в некоторых случаях может быть не выгоден, и вот почему. Фактическая стоимость коммунальных услуг, как правило, меняется. Такие изменения могут происходить несколько раз в течение года. Однако учесть их в договоре и, соответственно, скорректировать размер арендной платы стороны могут только раз в году (п. 3 ст. 614 ГК РФ).
Кроме того, величина оплаты некоторых услуг напрямую зависит от размера их потребления, а предугадать заранее, сколько, например, электроэнергии потребит арендатор, получается не всегда.
Таким образом, может возникнуть ситуация, когда фактически потребленные арендатором коммунальные услуги не покрываются размером коммунальных платежей, учтенных в составе арендной платы.
Поэтому на практике организации предпочитают использовать второй способ.
33.1.1.2. АРЕНДНАЯ ПЛАТА — ФИКСИРОВАННАЯ, «КОММУНАЛКА» — ПЕРЕМЕННАЯ
- При таком способе размер арендной платы в договоре складывается из двух частей:
- — фиксированный (основной) платеж;
- — переменный (дополнительный) платеж.
Фиксированный (основной) платеж — это собственно плата за площадь арендуемых помещений (здания), т.е. плата за аренду. Переменная (дополнительная) часть арендной платы представляет собой расходы на коммунальные услуги, потребленные арендатором в расчетном периоде.
Например, между организациями «Гамма» (арендодатель) и «Омега» (арендатор) заключен договор аренды нежилых помещений общей площадью 200 кв. м. Условиями договора предусмотрено, что арендатор ежемесячно уплачивает арендную плату в размере 33 400 руб.
(фиксированный платеж) и сумму, эквивалентную стоимости коммунальных услуг (горячего и холодного водоснабжения, отопления, энергоснабжения), потребленных арендатором (переменный платеж).
Коммунальные услуги в учете арендодателя
.
Оплата коммунальных услуг при передаче в безвозмездное пользование недвижимого имущества Оплата коммунальных услуг при передаче в безвозмездное пользование недвижимого имущества При передаче в безвозмездное пользование недвижимого имущества возникает вопрос о том, какая из сторон (ссудодатель или ссудополучатель) должна нести расходы по оплате коммунальных услуг. Условие о порядке компенсации ссудодателю понесенных им расходов по оплате коммунальных услуг может быть закреплено не только в отдельном соглашении, но и в самом договоре безвозмездного пользования. Таким образом, на практике существует несколько способов обеспечения имущества, переданного в безвозмездное пользование, коммунальными услугами, в частности: — ссудополучатель самостоятельно заключает договоры на оказание коммунальных услуг с поставщиками услуг; — ссудополучатель компенсирует ссудодателю стоимость коммунальных услуг отдельным платежом; — ссудополучатель заключает с ссудодателем агентский договор, по которому последний выступает представителем ссудополучателя перед поставщиками коммунальных услуг.
Дата размещения статьи: 31.08.2015 Часть помещений казенное учреждение сдает в аренду.
Таким образом, условие об оплате коммунальных и эксплуатационных услуг не должно включаться в договоры аренды недвижимого имущества.
Размер указанной компенсации чаще всего определяется пропорционально занимаемым арендатором площадям либо другим способом, например по приборам учета в зависимости от объема потребления.
Письмо Минфина России от 27 февраля 2012 г.
Если платежи по комуслугам состоят в фиксированной плате, то арендодатель обязан произвести предварительно расчет для среднемесячных расходов на коммунальные услуги. Именно на эту полученную сумму должна быть повышена арендная плата.
Возмещение расходов по коммунальным услугам арендодатель может производить, основываясь на разные показатели:
- расчет по счетчикам.
- расчет на основании занимаемой площади.
- расчет на основании мощности приборов, которые были сданы в аренду.
Арендодатель оплачивает все предоставленные услуги из собственных средств.
А вот арендатор, в свою очередь, производит возмещение оплаты коммунальных услуг после получения документов, в которых прописаны суммы, фактически начисленные поставщиками комуслуг.
Операции по снабжению арендованной площади газом, электроэнергией, водой не облагаются НДС, так как арендодатель тут не является непосредственным поставщиком услуг. Он сам является потребителем услуг и абонентом компаний, поставляющих названные услуги.