Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок проверки ФСС и обжалование результатов налогового контроля». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Фонд в течение трех рабочих дней со дня его принятия уведомляет территориальный орган Фонда, решение которого обжалуется, и заявителя способом получения решения по жалобе, указанным в жалобе, о принятом решении. сделанный.
Куда написать жалобу в ФСС
Таким образом, если вы не согласны с решением вашего территориального отделения ФСБ РФ, рекомендуем не затягивать с подачей жалобы в вышестоящий орган. В противном случае в ожидании ответа с вас могут списать долг, а также вы можете пропустить срок подачи жалобы в суд. Конечно, в таком случае можно ходатайствовать о восстановлении срока подачи жалобы.
Камеральную проверку проводят сотрудники ФСБ, и для проведения такого мероприятия не требуется специального решения.
Пенсионный фонд следит за тем, как вы исчисляете и платите взносы на пенсионное и обязательное медицинское страхование.
Пермский край остался без подгузников! Необходимый инструмент! Лежачие инвалиды 1 группы ждут памперсы с начала года! Когда они будут неизвестно. Рег. ФСС предлагает купить в аптеке за 50 рублей, а возместят 16! Где выход? Где справедливость?! Если вышестоящим органом принято решение об отказе в удовлетворении заявления об аннулировании результатов проверки, это решение может быть обжаловано в суд. При этом, если предметом административного оспаривания результатов проверки являлось обжалование предписания, то решение вышестоящего органа должно быть обжаловано в суд вместе с предписанием.
Как проводят выездные проверки
Порядок проведения выездных проверок по страховым взносам на травматизм регулирует статья 26.16 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ.
Выездная проверка обычно проходит на территории плательщика взносов, то есть организации-работодателя. Но есть исключение. Если у страхователя нет возможности предоставить помещение для проверки, тогда ее проведут в территориальном отделении ФСС. Об этом сказано в пункте 1 статьи 26.16 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ.
Выездная проверка начинается с того, что сотрудники фонда вручают страхователю решение о проведении проверки. Форма такого решения приведена в приложении 1 к приказу ФСС от 25.01.2017 № 9. В решении указывают состав проверяющих и проверяемый период (п. 5–7 ст. 26.16 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ). Убедитесь, что такое решение есть на руках у проверяющих. А вместе с ним проверьте и служебные удостоверения. Если таких документов у них нет, то вы вправе не пускать с проверкой на территорию организации.
Выездная проверка заканчивается в тот день, когда сотрудники фонда составили справку о ее проведении. В общей сложности выездная проверка не может длиться дольше двух месяцев (п. 9, 14 ст. 26.16 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ).
В отдельных случаях срок проверки продлевают до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев (п. 9–10 ст. 26.16 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ).
Основания для продления выездной проверки до четырех и (или) шести месяцев:
- в ходе проверки получена информация, которая свидетельствует о наличии в организации нарушений законодательства о страховых взносах и требует дополнительной проверки;
- форс-мажорные обстоятельства на территории, где проводится проверка;
- в составе проверяемой организации четыре и более обособленных подразделения;
- организация не представила (вовремя не представила) документы, необходимые для проведения выездной проверки.
Об этом сказано в пункте 10 статьи 26.16 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ.
Чтобы продлить срок выездной проверки, отделение ФСС направляет мотивированный запрос в вышестоящий орган фонда. На основе этого запроса руководитель вышестоящего органа либо его заместитель примет решение о продлении выездной проверки или откажет в таком продлении (п. 11 ст. 26.16 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ).
Как обжаловать решение налогового органа
Перечень документации, которую обязательно запросят органы ФСС при проведении проверки, законодательно не установлен. Сотрудники исполнительных органов ФСС в каждом случае определяют индивидуальный набор документов.
ВАЖНО! Запрашиваемые бланки следует представлять в форме копий, за исключением таких документов, как больничные листы – их потребуют предъявить в оригинале.
В этот список попадает учредительная и регистрационная документация, которая необходима для идентификации плательщика взносов и определения специфики его работы. Проверяющих может заинтересовать информация, содержащаяся в:
- учетных регистрах;
- расчетах по взносам;
- книге учета доходов и расходов;
- главной книге и журналах операций;
- кассовых и банковских бланках;
- актах выполненных работ или оказанных услуг;
- авансовых отчетах;
- кадровой документации.
Дополнительно могут попросить представить для анализа показателей финансовой деятельности отчетность и имеющиеся аудиторские заключения.
ВАЖНО! При отказе работодателя представить для проверки какие-либо из запрашиваемых документов на него может быть наложен штраф в размере 200 рублей за каждый такой бланк.
Из специальных бланков может понадобиться в процессе проверки такой набор документации:
- оригиналы больничных листов, проверке которых уделяется максимум внимания;
- пакеты документов, служившие основанием для расчета и выплаты различных пособий;
- расчеты сумм страховых выплат;
- документация, подтверждающая факт выплаты пособий.
Для выездных проверок характерно строгое соблюдение утвержденного плана мониторинга деятельности страхователей. Проверочные мероприятия осуществляются непосредственно на территории работодателя. В исключительных случаях при невозможности проверяемым предприятием обеспечить сотрудников исполнительных органов ФСС помещением на время их работы над документацией, проверка может быть проведена на базе фонда с условием подвоза всей необходимой документации.
Период проверки – не более 3 лет. Частота проверок – максимум 1 раз в 3 года.
СПРАВКА! Исключение по частоте проверочных мероприятий может быть сделано для случаев реорганизации или ликвидации предприятия – проверка назначается при наступлении одного из этих событий и не соотносится с датой предыдущего мониторинга.
Продолжительность – до 2 месяцев, а при мониторинге показателей деятельности обособленных подразделений – до 1 месяца.
Написать комментарий
Акт налоговой проверки оформляется инспектором в 2-х случаях (п. 1 ст. 100 НК РФ):
- если камеральная проверка выявила нарушения;
- при любой выездной проверке (ВНП).
Акт налоговой проверки содержит детали выявленных нарушений, производные из них выводы и предложения относительно размера недоимки, пени и штрафа. Акт — по сути только проект будущего решения, поэтому сам по себе он не влечет никаких взысканий и мер обеспечения (приостановка работы расчетного счета и др.).
Сколько ждать актов? На этот вопрос отвечает НК:
- по ВНП — два месяца со дня составления справки об окончании проверки;
- по «камералке» — 10 рабочих дней, исчисляемых от даты отправки декларации или расчета.
Однако судебная практика (п. 9 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 № 71) указывает на то, что даже если указанные сроки (и остальные, связанные с оформлением и обжалованием итогов налоговой проверки) были нарушены, то не будет однозначной недействительности решения налогового органа. Поэтому надеяться на отмену решения налогового органа из-за затягивания процедурных сроков не стоит. Нужно готовиться возражать по существу предъявляемых претензий.
Акт налоговой проверки должен быть вручен (направлен) соответствующему юрлицу или ИП не позднее 5 рабочих дней с той даты, когда он был составлен.
К акту прикладываются документация и сведения от третьих лиц, которые были собраны в ходе проверки. В данном случае, речь идет о итогах «встречных» проверок, выписках банков, отчетности по налогам, протоколах допросов свидетелей и т.д. Однако зачастую налоговики избирательно подходят к отбору прилагаемых документов, могут «забыть» приложить те, которые «не работают» на обвинение. Настоятельно рекомендуем сразу после ознакомления с актом и приложениями письменно запросить у налоговой копии тех документов, которые упоминаются в акте, но не содержатся среди приложений. Не исключено, что в них есть значимые для спора с налоговым органом сведения, опровергающие или ставящие под сомнение выводы и утверждения инспектора.
Выездная проверка Фонда социального страхования (ФСС) может проводиться для контроля за соблюдением обязательного социального страхования и выплатами пособий. Порядок выездной проверки может включать следующие этапы:
- Уведомление: ФСС должен предварительно уведомить организацию, подлежащую проверке, о намеченной дате и целях проверки. Обычно уведомление отправляется письменно или через электронные каналы связи.
- Подготовка: Перед выездом комиссии на проверку, организация должна готовить необходимые документы и давать доступ к информации, требуемой для осуществления проверки. Важно обеспечить полную и точную информацию в соответствии с запросами ФСС.
- Проведение проверки: Комиссия ФСС прибывает на место и проводит проверку. В процессе проверки могут использоваться различные методы и инструменты, такие как анализ документов, интервьюирование работников и представителей организации, осмотр рабочих мест и условий труда.
- Заключение проверки: По окончании проверки ФСС составляет заключение, в котором отражаются выявленные нарушения или соблюдение требований социального страхования. Заключение может содержать предписания по устранению нарушений и рекомендации по совершенствованию работы организации.
- Действия по результатам проверки: В случае выявления нарушений ФСС может применять различные меры ответственности, такие как начисление пени, возбуждение административного или уголовного дела, применение санкций к работодателям и т.д. Организация должна принять меры по исправлению выявленных нарушений и выполнить требования ФСС.
Важно отметить, что конкретные процедуры выездной проверки могут зависеть от внутренних правил и нормативных актов ФСС.
Как проходит камеральная проверка ФСС?
Камеральная проверка в отличие от выездной проводится по месту нахождения ФСС. Указанная процедура проводится на основании расчетов о начислении и уплате страховых взносов и документов, которые предоставлены страхователем.
Камеральная ревизия проводится должностными лицами ФСС, при этом какого-либо специального решения не требуется, чтобы проводить такое мероприятие.
Проверка проводится в течение 3-х месяцев со дня, когда страхователем предоставлен расчет:
- если при разборе будут выявлены нарушения, ошибки, неточности, то страхователю будет предоставлена возможность предоставить пояснения или внести исправления.
- если после рассмотрения пояснений и документов, лицо, проводящее процедуру, установит факт совершения правонарушения, тогда должен быть составлен акт.
В случае, когда по результатам проверки не выявлено никаких нарушений и все хорошо, тогда никакой акт не составляется и страхователь не извещается о результатах проверки.
К вам приехал ревизор…
Выездная проверка ПФР и проверка ФСС проходит, как правило, на территории компании-работодателя. Но если у страхователя нет возможности предоставить проверяющим помещение для проверки, сотрудники фондов проведут ее у себя на месте.
Выездная проверка начинается с того, что компании вручают решение о проведении проверки. В таком документе должны быть указаны состав проверяющих и проверяемый период, который не может быть больше трех лет.
С предъявленным решением страхователя должны ознакомить под роспись. После этого сотруднику вручают требование о представлении документов. Причем, если проверка совместная, то от каждого фонда должно быть свое требование. Но исполнять эти требования придется по отдельности, независимо одно от другого. То есть документы нужно будет подготовить в двух экземплярах.
Поскольку круг интересов у проверяющих из разных фондов расходятся, то и запрашивать ревизоры будут разные документы.
В ходе плановых выездных проверок сотрудники ФСС проверяют, правильно ли страхователи начислили и заплатили взносы на обязательное социальное страхование, пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также верно ли расходовали средства, выделенные из ФСС «на травматизм».
Штрафы и санкции при выявленнии нарушений
Налогоплательщики, в учете которых выявлены нарушения, привлекаются к ответственности. При отсутствии своевременно представленного расчета влечет наложение санкций в размере 5% от суммы, начисленной к уплате по расчету за каждый полный и неполный месяц. Уклонение от представления расчета в электронном виде влечет наложение штрафа в размере 200 рублей.
Несвоевременная уплата взносов, возникшая при занижении налоговой базы, влечет уплату санкций в размере 20% (40% при умысле) от величины не уплаченного взноса. Если предприятие уклоняется от подачи документов для проверки, штраф за каждую не представленный документ налагается в размере 200 рублей. Дополнительным минусом может быть доначисление по аналогу – данным предприятия, имеющем примерные показатели ведения деятельности.
ВЫХОД ЗА ПРЕДЕЛЫ ПРОВЕРКИ
Далее следует соотнести вынесенное решение с представленной на камеральную проверку отчетностью или с решением о назначении ВНП. Нередко налоговики доначисляют недоимку, пени и штрафы по тем налогам и за те периоды, которые не подлежали проверке в рамках проведенной камеральной или выездной налоговой проверки.
Из положений ст.ст. 88 и 89 НК РФ следует:
- камеральной проверке подлежит тот налог и период, за которые представлена налоговая отчетность (п. 1 ст. 88 НК РФ);
- выездной проверке подлежат налоги, указанные в решении о проведении ВНП, за период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки («глубина» проверки), и указанный в решении о проведении налоговой проверки (п.п. 2, 4 ст. 89 НК РФ) .
НЕДОКАЗАННОСТЬ СОБЫТИЯ НАЛОГОВОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ
Для обжалования решения инспекции по существу следует проверить соответствие выводов налоговиков о совершении правонарушения фактическим обстоятельствам, изложенным в акте и решении по итогам налоговой проверки. Может оказаться, что на самом деле компания не совершала вменяемого налоговиками правонарушения, либо совершала, но факт правонарушения не доказан проверяющими.
Изложенное является следствием таких ошибок проверяющих, как:
- формальный подход при проведении налоговой проверки;
- неверное применение норм законодательства о конкретных налогах, сборах и страховых взносах;
- фиксирование установленных в ходе проверки фактических обстоятельств, доказывающих обоснованность их вывода, ненадлежащим способом.
Если организация прошла стадию досудебного обжалования и недовольна решением вышестоящего налогового органа, она может обжаловать решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности в суде (ч. 4 ст. 198 АПК РФ, п. 3 ст. 138 НК РФ).
Для этого нужно подать заявление о признании решения налогового органа недействительным в Арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения налогового органа, с решением которого организация не согласна (п. 4 ст. 138 НК РФ, ст. 35 АПК РФ).
Конечно, с налоговым органом спорить сложно и, суды в подавляющем большинстве поддерживают инспекцию, но тем не менее встречается и положительная судебная практика, поэтому шанс отстоять свою правоту у налогоплательщика есть.
* * *
Исходя из опыта, рекомендуем готовится к проверкам заранее. Ведь чем раньше организация начнет готовиться к налоговой проверке, тем эффективней результат и больше шансов на победу.
Основными инструментами для эффективного спора с налоговыми органами являются:
- Проведение налогового аудита с целью выявления налоговых рисков и оценка рисков назначения выездной проверки;
- Своевременность привлечения налоговых консультантов и юристов по ведению налоговой проверки;
- Выработка линии и тактики поведения с налоговыми органами;
- Контроль за ходом проверки, в том числе за соблюдением налоговыми органами процедуры проведения проверок;
- Дифференцированный подход к подготовке требований и пояснений по предоставлению информации и документов, запрашиваемых налоговым органом;
- Подготовка к мероприятиям налогового контроля:
- сбор и анализ документов по должной осмотрительности или «паспорта» контрагентов
- подготовка руководителя и сотрудника к даче пояснений и показаний в налоговой инспекции
- осмотру помещений и инвентаризации
- Подготовка аргументов в пользу своей позиции:
- перепроверка всех фактов, расчетов и доводов налогового органа, изложенных в акте проверки;
- предоставление дополнительных документов;
- четкое, простое изложение контраргументов, правильная расстановка акцентов;
- анализ судебной практики и официальной позиции контролирующих органов.
- использование всех возможностей, предусмотренных законодательством, для ведения спора.
Как ФСС проверяет расходы на соцобеспечение
В ходе проверок расходов на соцобеспечение специалисты ФСС контролируют правильность расчета пособий (больничные, пособия по уходу за ребенком и т. д.). Проверки расходов могут быть камеральными и выездными. Выездные проверки могут быть плановые и внеплановые. Плановые проверки территориальные отделения ФСС могут проводить только одновременно с налоговыми инспекциями.
Внеплановые проверки расходов на соцобеспечение проводят, если:
- страхователь обратился за выделением средств;
- сотрудник пожаловался на неправильный расчет пособия или отказ в выплате пособия;
- организация находится в стадии реорганизации или ликвидации.
В этом случае проверку могут назначить отдельно независимо от времени проведения предыдущей проверки.
Если при проверке специалисты ФСС обнаружат, что пособия рассчитаны с нарушениями, вынесут решение о непринятии к зачету расходов. Форма такого решения утверждена приказом ФСС от 25.01.2017 № 10. Копию решения направят в ИФНС в течение трех рабочих дней после того, как оно вступило в силу.
Проверки проводят по тем же правилам, что действуют для страховых взносов на травматизм. Так предусмотрено статьей 4.7 Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ.
Истребование документов
Согласно пункту 1 статьи 93 НК РФ налоговый орган, проводящий налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.
При выездной проверке налоговый орган вправе потребовать любые документы, относящиеся к проверяемым налогам и периодам, указанным в решении о проведении выездной проверки.
А вот при проведении камеральной проверки перечень оснований, по которым налоговый орган вправе затребовать дополнительные документы и пояснения, ограничен. К таким основаниям в частности относятся:
- обнаружение в декларации ошибок, несоответствия или выявления, что сведения, содержащиеся в декларации, противоречат сведениям из представленных вами документов;
В этом случае налоговый орган вправе потребовать пояснения или исправленную (уточненную) декларацию (п. 3 ст. 88 НК РФ).
- заявление в декларации по НДС суммы налога к возмещению;
В этом случае налоговый орган вправе потребовать документы, подтверждающие правомерность вычетов по НДС.
- представление уточненной декларации, в которой заявлена сумма налога к уплате меньше, чем в ранее представленной декларации за тот же период;
В этом случае налоговый орган вправе потребовать предоставление пояснений, обосновывающих уменьшение суммы налога к уплате.
- представление уточненной декларации, в которой по сравнению с ранее представленной декларацией увеличен убыток или уменьшена сумма налога, исчисленная к уплате.
Если организация прошла стадию досудебного обжалования и недовольна решением вышестоящего налогового органа, она может обжаловать решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности в суде (ч. 4 ст. 198 АПК РФ, п. 3 ст. 138 НК РФ).
Для этого нужно подать заявление о признании решения налогового органа недействительным в Арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения налогового органа, с решением которого организация не согласна (п. 4 ст. 138 НК РФ, ст. 35 АПК РФ).
Конечно, с налоговым органом спорить сложно и, суды в подавляющем большинстве поддерживают инспекцию, но тем не менее встречается и положительная судебная практика, поэтому шанс отстоять свою правоту у налогоплательщика есть.
* * *
Исходя из опыта, рекомендуем готовится к проверкам заранее. Ведь чем раньше организация начнет готовиться к налоговой проверке, тем эффективней результат и больше шансов на победу.
Основными инструментами для эффективного спора с налоговыми органами являются:
- Проведение налогового аудита с целью выявления налоговых рисков и оценка рисков назначения выездной проверки;
- Своевременность привлечения налоговых консультантов и юристов по ведению налоговой проверки;
- Выработка линии и тактики поведения с налоговыми органами;
- Контроль за ходом проверки, в том числе за соблюдением налоговыми органами процедуры проведения проверок;
- Дифференцированный подход к подготовке требований и пояснений по предоставлению информации и документов, запрашиваемых налоговым органом;
- Подготовка к мероприятиям налогового контроля:
- сбор и анализ документов по должной осмотрительности или «паспорта» контрагентов
- подготовка руководителя и сотрудника к даче пояснений и показаний в налоговой инспекции
- осмотру помещений и инвентаризации
- Подготовка аргументов в пользу своей позиции:
- перепроверка всех фактов, расчетов и доводов налогового органа, изложенных в акте проверки;
- предоставление дополнительных документов;
- четкое, простое изложение контраргументов, правильная расстановка акцентов;
- анализ судебной практики и официальной позиции контролирующих органов.
- использование всех возможностей, предусмотренных законодательством, для ведения спора.
Как проводится камеральная проверка?
Порядок проведения камеральной проверки установлен ст. 88 НК РФ. Согласно п. 1 данной статьи контрольные мероприятия осуществляются по месту нахождения налогового органа. В силу норм п. 2 ст. 88 НК РФ проверку проводят уполномоченные должностные лица налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (см. Письмо ФНС РФ от 21.09.2016 № БС-4-11/17750@). С учетом того, что камеральная налоговая проверка проводится на основании расчета по страховым взносам, ее началом можно считать дату получения налоговым органом расчета. При этом дата получения налоговым органом расчета и дата фактического начала камеральной налоговой проверки этого расчета могут не совпадать (см. Письмо Минфина РФ от 22.12.2017 № 03-02-07/1/85955).
В ходе камеральной проверки налоговый орган обращает внимание на контрольные соотношения, доведенные в Письме ФНС РФ от 29.12.2017 № ГД-4-11/27043@. Отметим, что, руководствуясь указанным письмом, страхователи могут проверить заполнение отдельных строк и разделов.
Заметим, что при камеральной проверке акт составляется в течение 10 рабочих дней со дня окончания проверки, только если ФНС выявила нарушения (п. 5 ст. 88 НК РФ). Если расчет прошел проверку и ошибок нет, то, соответственно, акт не формируется.
Особенности сопровождения и обжалования результатов камеральных налоговых проверок
Как правило, камеральной проверке налогоплательщики придают значительно меньшее значение, чем выездной, считая их более простым мероприятием. Часто это мнение не вполне обоснованно. Последние тенденции налогового законодательства все больше расширяют права инспекторов при проведении обычных камеральных налоговых проверок, сближая их по глубине и тщательности с выездными проверками. Основной причиной обжалования решений, принятых по камеральным проверкам традиционно является отказ в вычете и возмещении НДС.
Основные мероприятия при проведении камеральной налоговой проверки, в ходе которых, по нашему опыту, клиентам особенно требуется поддержка квалифицированного налогового юриста, а также этапы и сроки их проведения схематично отражены на рисунке ниже.
Когда представляются возражения на акт проверки
По завершении выездной проверки налоговым органом составляется акт, где приводятся факты нарушения проверяемым налогоплательщиком налогового законодательства, если таковые имелись.
О том, что такое налоговый мониторинг и почему он позволяет избежать налоговых проверок, читайте здесь.
Однако бывает, что проверяемое лицо несогласно с доводами инспекции, приведенными в акте. В этом случае у налогоплательщика существует право представить в налоговую свои пояснения по акту проверки (подп. 7 п. 1 ст. 21 НК РФ) либо возражения по нему (п. 6 ст. 100 НК РФ). С помощью возражений налогоплательщик может повлиять на принятие решения налоговым органом по результатам проведенной проверки.
О том, каким образом представляются пояснения налогоплательщика по материалам налоговой проверки, читайте в статье «Как налоговые органы истребуют пояснения от налогоплательщика».
При подаче возражений соблюдайте установленные для этого сроки (п. 6 ст. 100 НК РФ):
- возражения подаются не позднее 1 месяца с момента получения акта проверки;
- момент получения акта – это дата расписки налогоплательщика (или его представителя) о получении акта (или 6-й день с даты отправки почтового отправления с актом, п. 5 ст. 100 НК РФ).
Учитывая, что представление возражений не является обязанностью, налогоплательщик может и не представлять их в инспекцию. Это не помешает ему участвовать в рассмотрении материалов проведенной проверки и давать свои объяснения (абз. 1 п. 4 ст. 101 НК РФ).
Что делать, если вы не уложились в месячный срок и не представили письменные возражения в установленный срок? Ответ на данный вопрос доступен в Готовом решении КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе и изучите материал бесплатно.