Льготы ликвидаторам на ЧАЭС Украина в 2024 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Льготы ликвидаторам на ЧАЭС Украина в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

С 1 апреля 2024 года вступают в силу изменения, касающиеся льгот для пострадавших от Чернобыльской катастрофы. На основе результатов проведенных исследований и анализа существующих программ, правительство приняло решение о дополнительных мерах поддержки этой категории граждан.

Расширение перечня льготных услуг и компенсаций для Чернобыльцев с 1 апреля 2024 года

С 1 апреля 2024 года будет вступать в силу новый перечень льгот и компенсаций, предоставляемых Чернобыльцам. Эти изменения направлены на улучшение условий жизни и здравоохранения лиц, пострадавших от Чернобыльской катастрофы.

Одной из важных нововведений является расширение перечня медицинских услуг, предоставляемых Чернобыльцам. Теперь они будут иметь право на бесплатное лечение ряда заболеваний, связанных с последствиями радиационного воздействия. Кроме того, будет расширен доступ к современным медицинским технологиям и методам диагностики.

Важным изменением является также увеличение размера компенсации за проживание в зоне радиационного загрязнения. Теперь Чернобыльцы получат большую сумму компенсации, что поможет им улучшить жилищные условия и обеспечить безопасность проживания.

Другим важным аспектом расширения перечня льгот является предоставление дополнительных государственных услуг. В список вошли такие меры, как бесплатное предоставление лекарственных препаратов, дополнительные выплаты на питание и услуги социального обслуживания.

В целом, расширение перечня льготных услуг и компенсаций для Чернобыльцев с 1 апреля 2024 года является важным шагом в обеспечении прав и интересов этой категории граждан. Он способствует улучшению их жизни и здоровья, а также помогает им справиться с трудностями, связанными с последствиями Чернобыльской катастрофы.

КС защитил право Чернобыльцев на получение двух пенсий

Судьи Верховного Суда Российской Федерации согласились с Алексеем Львовичем в том, что граждане, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы (служебные обязанности), если они стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, приравниваются к гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, и имеют право на одновременное получение двух пенсий – пенсии по инвалидности по нормам Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».

Соответственно, такое уравнивание двух категорий граждан, изначально имеющих формально разный правовой статус, но в равной мере исполнявших обязанности военной службы, основано на равенстве их фактического положения, обусловленного тем, что ставший причиной инвалидности вред их здоровью был причинен при исполнении обязанностей военной службы, предполагавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Таким образом, оспариваемые Алексеем Львовичем подпункт 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и пункт 2 части первой статьи 29 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» по своему буквальному смыслу не предполагают возможности отказа гражданам, которые, являясь военнообязанными, были призваны на специальные сборы, направлены для выполнения работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполняли обязанности военной службы и стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в предоставлении права на одновременное получение двух пенсий – по инвалидности (по государственному пенсионному обеспечению) и страховой пенсии по старости (с учетом назначения ее ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста).

Суды исходили из того, что согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение пенсии по инвалидности и страховой пенсии по старости предоставляется гражданам, причиной инвалидности которых является военная травма; Алексей Львович же не относится к инвалидам вследствие военной травмы, а потому и не имеет права на получение одновременно двух пенсий.

Именно в силу этого военнообязанные граждане, которые в период прохождения специальных сборов принимали участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и в связи с причинением вреда их здоровью стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, получили те же льготы по пенсионному обеспечению, какие были установлены ранее для инвалидов вследствие военной травмы, включая предусмотренное подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение двух пенсий – по инвалидности в соответствии с названным Федеральным законом и страховой пенсии по старости на условиях, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях» (с учетом назначения им страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста).

Временным порядком предоставления права льготного проезда в пассажирском транспорте общего пользования (кроме такси) отдельным категориям граждан, проживающих на территории Луганской Народной Республики, утвержденным постановлением Совета Министров Луганской Народной Республики от 08.06.2022 № 326/18 (с изменениями) определено право граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы 1 и 2 категории, на льготный проезд в пассажирском транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения (кроме такси) в Луганской Народной Республике — в размере 100 % скидки, и в пассажирском транспорте общего пользования междугородного сообщения (кроме такси) в Луганской Народной Республике — в размере 50% скидки.

Категории граждан, пострадавших вследствие аварии на ЧАЭС, определяются согласно законодательства, применяемого на территории Луганской Народной Республики в соответствии с пунктом 3 главы 5 Закона Луганской Народной Республики «О нормативных правовых актах в Луганской Народной Республике» от 08.11.2022 № 278-II в части, не противоречащей Конституции Луганской Народной Республики, международным договорам Луганской Народной Республики, законам и иным нормативным правовым актам Луганской Народной Республики, гражданам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы.

В преддверии памятной даты — Дня чествования участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции временно исполняющий обязанности начальника отдела персонифицированного учета льготных категорий граждан и инвалидов, ветеранов войны и труда управления труда и социальной защиты населения Администрации Оксана Забовская в ходе интервью рассказала о социальной политике в отношении данной категории населения.

Постановлением Совета Министров Луганской Народной Республики от 05.06.2022 № 312/18 «Об утверждении Временного порядка предоставления услуг по бесплатному зубопротезированию отдельных категорий граждан, проживающих на территории Луганской Народной Республики» предусмотрено предоставление услуг по бесплатному зубопротезированию лицам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы 1-3 категорий, в том числе несовершеннолетним детям.

гражданам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы, предусмотрено предоставление 50 % скидки при оплате за жилищно-коммунальные услуги, но только тем лицам, которые в установленном порядке прошли перерегистрацию (верификацию) в органах труда и социальной защиты населения, и относятся к соответствующим категориям: граждане, пострадавшие вследствие Чернобыльской катастрофы 1 категории; граждане, пострадавшие вследствие Чернобыльской катастрофы 2 категории; вдовы (вдовцы) и опекуны (на момент опекунства) детей умерших граждан, смерть которых связана с Чернобыльской катастрофой 1 и 2 категорий; семьи, которые воспитывают ребенка – инвалида ЧАЭС.

  • Зона отчуждения. Такой район расположен рядом с 40мя реакторами. На этой территории запрещается проживать людям и вести любую производственную деятельность.
  • Зона отселения. С данного района переселяются люди для уменьшения нанесения вреда радиационным фоном. Люди, которые уехали оттуда, имеют право на обеспечение льготами.
  • Зона с правом на отселение. В данном районе есть постоянный контроль со стороны медиков, замеров уровня радиационного поражения. В зоне проходит регулярная профилактика охраны здоровья. Люди, которые захотели уехать, будут обеспечены льготами.
  • Зона с уровнем радиации на допустимом уровне. Жители, проживающие в данной местности, имеют права на скидки и государственную поддержку.
  • Если льготник отказывается от соцпакета, тогда выплачивается полный размер ЕДВ, установленный для конкретной категории получателей.
  • Если НСУ частично или полностью предоставляется в натуральной форме, тогда денежный эквивалент оказываемых услуг удерживается из полной суммы ЕДВ.

На 5,9% – это официально подтвердил член Правительства Российской Федерации, министр труда и социальной защиты, Антон Котяков. На такой коэффициент повысились потребительские цены на продукты в РФ за 2024 года, а государство взяло на себя обязательства обеспечить реальную покупательную способность пенсионного обеспечения.

  • те, кто после достижения пенсионного возраста не накопил достаточно страхового стажа или пенсионных баллов, чтобы выйти на страховую пенсию (социальная пенсия им назначается через 5 лет после достижения обычного пенсионного возраста);
  • представители коренных народов Севера, достигшие 55 лет (мужчины) и 50 лет (женщины);
  • дети-инвалиды, инвалиды с детства или инвалиды, не имеющие ни дня страхового стажа;
  • дети, оба родителя которых неизвестны;
  • иностранцы, прожившие в России минимум 15 лет и достигшие пенсионного возраста, но не получившие права на страховую пенсию.
  • Дети-инвалиды, инвалиды с детства инвалиды всех трех групп.
  • Лица, не достигшие совершеннолетия или не достигшие 23-летнего возраста при условии, что у них погиб один или оба родителя либо местонахождение их признано неустановленным по суду.
  • Граждане, официально отнесенные к малочисленным народам Крайнего Севера.
  • Лица, достигшие пенсионного возраста, но не накопившие трудовой стаж или необходимые баллы для начисления страховой выплаты.
  • Семьи погибшего военнослужащего по потере кормильца.
  • Участники ВОВ, если они получили любую группу инвалидности после совершенного против них преступления или по собственной халатности.
Читайте также:  Как сдать планшет обратно в магазин днс

Пенсии ликвидаторам ЧАЭС 2 категории: актуальная проблема

Труд ликвидаторов ЧАЭС 2 категории, включающий в себя военнослужащих, пожарных, медицинский персонал и жителей, проживавших на территории бывшей Советского Союза в период аварии, был невероятно опасным и требовал большой физической и психологической выносливости. Они рисковали своей жизнью и здоровьем, чтобы предотвратить дальнейшее распространение радиации и защитить общественность от возможных последствий аварии.

Однако, несмотря на свои жертвы и служение обществу, ликвидаторы ЧАЭС 2 категории сталкиваются с рядом проблем. Одна из основных проблем — низкая пенсия. Многие из них получают пенсию, которая недостаточна для обеспечения основных жизненных потребностей. Это приводит к неравенству и социальной несправедливости.

Кроме того, пенсионная система для ликвидаторов ЧАЭС 2 категории не учитывает особенности их труда и рисков, с которыми они сталкивались. Необходимо разработать более справедливую пенсионную программу, учитывающую их вклад в общество и обеспечивающую достойные условия жизни в старости.

Также важно улучшить доступ ликвидаторов ЧАЭС 2 категории к медицинским услугам и социальной поддержке. Они нуждаются в специализированной медицинской помощи и поддержке социальных работников, которые смогут оказать помощь в случае необходимости.

В целом, проблема пенсий ликвидаторам ЧАЭС 2 категории является актуальной в Украине. Эти люди заслуживают признания своего героического труда и должны получить достойную пенсию и социальную поддержку от государства и общества.

Возможные решения проблемы

Для решения проблемы с пенсиями ликвидаторов ЧАЭС 2 категории в 2024 году можно применить несколько подходов:

1. Внесение изменений в законодательство. Один из путей — это принятие специального закона, который бы регулировал вопросы выплаты пенсий ликвидаторам ЧАЭС 2 категории. Такой закон должен предусматривать увеличение пенсионных выплат и установление стабильного механизма индексации пенсий в соответствии с ростом потребительских цен и инфляцией.

2. Обеспечение финансирования. Для выплаты пенсий ликвидаторам ЧАЭС 2 категории необходимы финансовые ресурсы. В правительстве должны быть найдены и выделены средства, которые позволят обеспечить стабильные и достойные выплаты пенсий.

3. Усиление социальной поддержки. Кроме пенсионных выплат, ликвидаторы ЧАЭС 2 категории нуждаются в дополнительной социальной поддержке. Важно разработать и реализовать комплекс мер, которые обеспечат ликвидаторам доступ к медицинскому обслуживанию и социальным услугам, а также предоставят возможности для повышения их квалификации и трудоустройства.

4. Учет мнения ликвидаторов ЧАЭС 2 категории. Важно привлечь ликвидаторов к процессу принятия решений, связанных с пенсионными выплатами. Необходимо учесть их мнение и мнение их представителей при разработке и внесении изменений в законодательство, чтобы участники программы получили достойную пенсию, соответствующую их сложной и опасной работе.

Перспективы изменения пенсионного законодательства в Украине

В настоящее время ликвидаторы ЧАЭС 2 категории получают особую категорию пенсий, учитывающую их работу на ликвидации последствий крупнейшей ядерной катастрофы. Однако сроки получения этой пенсии ограничены, и с 1 января 2024 года она прекращает выплачиваться.

На данный момент в Украине ведутся дискуссии о дальнейших мерах по поддержке ликвидаторов ЧАЭС 2 категории после истечения срока специальной категории пенсий. Одним из предлагаемых вариантов является продление выплаты пенсий ликвидаторам до достижения пенсионного возраста без учета стажа.

Представители ликвидаторов ЧАЭС и общественные организации настаивают на необходимости сохранения особой категории пенсий и продления ее срока действия. Они указывают на тот факт, что ликвидаторы выполнили значительную работу по ликвидации Чернобыльской АЭС, часто подвергая себя опасности и риску здоровью. Поэтому обещанные государством пенсии должны быть выплачены ликвидаторам до самого пенсионного возраста.

Однако для реализации этой идеи потребуется соответствующие изменения в пенсионном законодательстве. Это может позитивно сказаться на пенсионных правах ликвидаторов ЧАЭС и обеспечить им достойные условия жизни в старости.

Чтобы найти решение проблемы с пенсиями ликвидаторов Чернобыльской АЭС 2 категории в 2024 году, необходимо провести дальнейшие обсуждения и принять во внимание интересы ликвидаторов и требования общества.

Лица, пострадавшие в результате Чернобыльской катастрофы

Вопрос определения статуса лиц, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы, регулирует Закон от 28.02.91 г. № 796-ХІІ «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы» (далее – Закон № 796) и постановление КМУ от 11.07.18 г. № 551 «Об утверждении порядка выдачи удостоверений лицам, пострадавшим в результате Чернобыльской катастрофы, и другим категориям граждан» (далее – Постановление № 551).

Участниками ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (категория 1, 2, 3) считаются граждане, которые непосредственно принимали участие в устранении Чернобыльской аварии, ее последствий, в том числе в проведении эвакуации людей и имущества из этой зоны, а также временно направленные в командировку в зону отчуждения, включая военнослужащих: лица офицерского состава, прапорщики, мичманы, военнослужащие сверхсрочной службы, военнообязанные, призванные на военные сборы, военнослужащие-женщины, а также сержанты (старшины), солдаты (матросы), которые находятся (находились) на действительной срочной службе в вооруженных силах, руководящий и оперативный состав органов Комитета государственной безопасности, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, а также других воинских формирований, работники государственных, общественных, других предприятий, учреждений и организаций независимо от их ведомственной подчиненности, а также те, кто работал в 1986 году на пунктах санитарной обработки населения и дезактивации техники или их строительстве;

Пострадавшими от Чернобыльской катастрофы (категория 1, 2, 3) считаются лица, которые подверглись влиянию радиационного облучения в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, включая детей.

Основанием для определения статуса являются:

  • для участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС – справка о периоде работы (службы) в зоне отчуждения, которая выдается предприятиями, учреждениями и организациями (военкоматами);
  • пострадавших от Чернобыльской катастрофы – справка о периоде проживания, работы на этих территориях, выданная органом местного самоуправления.

Чтобы получить соответствующее удостоверение, следует обратиться в органы социальной защиты по месту жительства, куда предоставить:

  • документ, удостоверяющий личность – паспорт для взрослого гражданина и свидетельство о рождении для детей;
  • документ, подтверждающий право на получение этого статуса (справка из ЖЭКа о проживании на территории с радиоактивным загрязнением, запись в военном билете о прохождении воинской службы и т.д.);
  • если заявителем является родственник, может понадобиться подтверждение родственных связей либо факта нахождения на иждивении у гражданина, относящегося к категории чернобыльца.

Для оформления удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС дополнительно понадобятся документы, подтверждающие факт участия в работах по ликвидации.

Для оформления удостоверения перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшего инвалидом дополнительно понадобятся:

  • заключение межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии;
  • удостоверение о праве на меры социальной поддержки;
  • справка государственного учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающая факт установления инвалидности (для инвалидов);

В случае обращения членов семьи, потерявших кормильца — участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС или кормильца, перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшего инвалидом, дополнительно предоставляются:

  • свидетельство о смерти;
  • свидетельство о рождении детей;
  • свидетельство о браке.

Для оформления удостоверения эвакуированного, переселенного, выехавшего добровольно из зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС дополнительно понадобятся документы, подтверждающие факт проживания или прохождения военной службы в зонах радиоактивного загрязнения (предоставляются по желанию заявителя).

Выплаты и компенсации чернобыльцам в 2022 г

  • Зона отчуждения.Расположена вблизи с четвертым реактором, ставшим причиной аварии. Здесь запрещено проживание людей, ведение сельскохозяйственной и производственной деятельности.
  • Зона отселения. В непосредственной близости к станции находится г. Припять, население которого было эвакуировано в срочном порядке, во избежания вреда здоровью.
  • Зона с правом на отселение.Население отдаленных от электростанции поселков и сел, на свое усмотрение, вправе переселится в другую местность. Принудительное выселение не осуществлялось. Здесь постоянно проводится мониторинг уровня радиации.
  • Зона с допустимым уровнем радиации. Местность, расположенная вдали от Чернобыля, в которой был повышен радиационный фон, однако он не угрожает здоровью населения. Переселение жителей здесь не предусмотрено, однако они все же имеют право получать льготы.

Льготы ликвидаторам и гражданам, пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС

  • люди, проживавшие на пораженных территориях и получившие критические дозы облучения в период аварии;
  • специалисты и рабочие, принимавшие участие в ликвидации;
  • граждане, заболевание у которых выявили впоследствии по прошествии определенного времени с момента аварии;
  • получившие инвалидность, связанную с лучевой болезнью;
  • доноры костного мозга для пораженных (независимо от места проведения операции);
  • проживающие в период с 1996 года по настоящее время в особых зонах на постоянной основе.
  1. Постановка на учет на улучшение жилищных условий и выделение помещений.
  2. Предоставление вне очереди мест:
    • в дошкольных образовательных учреждениях;
    • в домах для престарелых.
  3. Выделение оздоровительных путевок и другое.

Внимание: чернобыльцу необходимо принести копию удостоверения работодателю при трудоустройстве. Кроме того, документ следует прикрепить к карточке в поликлинике.

Кому и как повысят пенсии в 2022 году

В 2021 году в России пенсия чернобыльцев положена тем, кто был подвержен лучевой болезни, стал инвалидом, ликвидируя последствия катастрофы, или же находился в опасной зоне в момент аварии. Кроме того, на поддержку со стороны государства могут рассчитывать следующие категории граждан:

  • нетрудоспособные родственники уже покойных пострадавших;
  • рабочие предприятий, которые продолжали функционировать включительно по 1987 год;
  • физические лица, ставшие донорами для пострадавших, нуждающихся в пересадке костного мозга;
  • военнослужащие, которые помогали бороться с последствиями катастрофы;
  • люди, вынужденные покинуть место своего проживания вследствие аварии;
  • обладатели льготного статуса, который положен тем, кто продолжает проживать в зоне отселения.
Читайте также:  ИП на ОСНО какие налоги платит в 2024 году сроки

Пенсия в Украине: чернобыльцам решили увеличить выплаты

Правительство установило малые периоды работы и проживания для каждой области небезопасной местности. В зоне отселения можно жить до 1 года, а в местностях с правом на отселение и особенным социально-экономическим статусом – 3 либо 4 года. Выплаты осуществляются на заявительном основании. Льготник должен предоставить удостоверение при воззвании в социальные учреждения либо к работодателю.

Получив удостоверение, гражданин сможет обратится в управляющую компанию или офис поставщика услуг для получения скидок на оплату коммунальных платежей, администрацию населенного пункта для постановки в очередь и прочие организации, предоставляющие преференции.

Вторая категория чернобыльцев потеряла право на бесплатные путевки в санатории и бесплатный проезд в коммунальном транспорте и электричках. Третья категория лишилась бесплатных лекарств, а те, чей доход выше 1710 грн, — 50-процентную скидку на оплату коммунальных услуг.

Рассмотренные суммы пенсий на сегодня остаются неизменными. Несмотря на все попытки увеличить сумму дотации, Правительство Украины заявило об отсутствии такой возможности. С их слов, в бюджет не может позволить пока рост пенсионного обеспечения. Когда будет следующая индексации остается только догадываться.

  • дети-инвалиды – 100% от ПМ в отношении лиц, утративших трудоспособность;
  • 50% от пенсии умершего кормильца (чернобыльца) положено всем нетрудоспособным членам семьи;
  • При наличии 2-х и больше нетрудоспособных членов семьи – пенсия умершего кормильца (чернобыльца) начисляется в полном объеме. Распределение осуществляется в равных долях.

Изменения в украинском пенсионном законодательстве затронули все категории получателей. Не остались без внимания и чернобыльцы. Порядок начисления выплат указан в Постановлении № 1210 “О повышении уровня социальной защиты граждан, которые пострадали в результате аварии на Чернобыльской АЭС”.

Внуков чернобыльцев принимают в детский сад без очереди. К категории льготников относят потомков тех лиц, которые подверглись воздействию высочайшей дозы радиации, получивших инвалидность, покинувших зону отчуждения, эвакуированных людей, обитателей четвертой зоны.

Соответственно закону 32 НК Русской Федерации, чернобыльцам положена льгота по налогу на неподвижное владение. Она действует отношению к одному объекту налогообложения каждого вида, избранного пострадавшим. Количество оснований для внедрения преференций не играет роли – п. п. 1,3 ст. 407 НК РФ. Дополнительные привилегии могут устанавливаться представителями органов городских образований.

  • №1. Пенсионный возраст уменьшается на 10 лет, независимо от того, какое время гражданин проживал или работал в этой зоне отчуждения. Отсчёт производится с момента аварии до времени эвакуации.
  • №2. Срок выхода на пенсию сокращается на 3 года, и ещё на 6 месяцев за каждый год нахождения в зоне №2. Максимальное снижение – до 7 лет.
  • №3. Пенсионный порог снижается на 2 года, плюс ещё 1 год снижения за каждые 3 года нахождения в данной зоне. Максимальное снижение – до 5 лет.
  • №4. На 1 год, плюс дополнительно на 1 год за каждые 4 года постоянного проживания в чернобыльской зоне №4. Максимальное снижение – до 3-х лет.

Чернобыльское удостоверение: льготы, положенные его владельцам

  • Для выхода на пенсию по возрасту нужно иметь не меньше 5 лет страхового стажа. У женщин это 50 лет, а у мужчин – 55.
  • Пенсионный возраст инвалидов-чернобыльцев снижен на 10 лет.
  • Ликвидаторы аварии 1986 – 1987 гг.могут выйти на пенсию на 10 лет раньше, а 1988 – 1990 гг. – на 5 лет.
  • Если гражданин стал инвалидом в результате воздействия большой дозы радиации, сумма его пенсии составляет 250% от минимальной социальной пенсии.
  • Ликвидаторы аварии на АЭС и граждане, проживающие в опасных зона, получают пенсионные выплаты, размер которых составляет 200% социальных пенсий.
  • Лица, которые имеют по 20 (женщины) и 25 (мужчины) лет трудового стажа, а также получили группу инвалидности в результате воздействия высокой дозы радиации, по достижении соответственно 50 и 55 лет, получают одновременно трудовую и социальную пенсии.
  • Возмещение денежных средств, потраченных ими для восстановления здоровья, а также на восстановление утраченного в результате переезда или эвакуации имущества.
  • Социальное сопровождение и поддержку.
  • Возмещение морального вреда за риск, которому они подвергали свою жизнь.
  • Налоговые льготы.
  • Хотелось бы отметить, что чернобыльцы имеют право пользоваться такими привилегиями:
  • Скидка по оплате стоимости коммунальных услуг (свет, газ, вода, стоимость квадратного метра жилой площади и пр.) в размере 50%.
  • Возврат 50% суммы, потраченной на приобретение топлива, необходимого на обогрев жилья (в том случае, если нет другой альтернативы обогрева).
  • Возможность без очереди получать квартиру, вступать в кооператив или получать земельный участок (для постройки жилья).
  • Чернобыльское удостоверение дает льготы на работе его владельцу быть уволенным в самую последнюю очередь (в случае ликвидации предприятия).
  • Чернобыльцы имеют законное право на предоставление им второго отпуска в срок, который для человека максимально приемлем.
  • В случае переезда на другое место проживания, он имеет право на первоочередное предоставление другой рабочей вакансии. При этом, условия работы и размер заработной платы не должны быть хуже, чем на предыдущем месте работы.
  • Возможность на бесплатное обследование в больницах и поликлиниках, протезирование зубов, лечение в стационарах.
  • Ежегодное и внеочередное получение возможности проходить лечение или восстановление состояния здоровья в пансионатах или домах отдыха.
  • Пенсионный возраст чернобыльцев ниже, чем у обычных граждан.

Какие выплаты и льготы положены вдовам чернобыльцев в РФ?

В случае смерти участвовавших в устранении последствий техногенной катастрофы людей, на получение социального пособия от государства могут претендовать несколько категорий родственников:

  • дети, не достигшие совершеннолетия;
  • дети, совершеннолетние, проходящие обучение в очной форме в высших или средне — специальных учебных заведениях. Условия назначенияМаксимальный срок начисления выплаты – до окончания обучения или возраст 25 лет;
  • нетрудоспособная по инвалидности или 50-ти летняя вдова, не вступившая в новый законный брак;
  • матери и отцы, дети, а также деды и бабушки не способные самостоятельно зарабатывать в связи с состоянием здоровья.

Подробный перечень граждан, претендующих на получение пенсионных выплат по случаю потери кормильца, можно узнать в 10 статье Федерального закона № 166 от 15 декабря 2001 года.

На назначение пенсии могут претендовать все родственники погибших независимо от срока трудовой занятости на предприятии, должности.

Суммы, начисляемые родственникам участников ЧАЭС начисляются в соответствии с N 166-ФЗ ст 17 пунктом 3.

Для женщин, являющихся нетрудоспособными, подтвердивших свою родственную связь с умершим от заболевания полученного впоследствии техногенной катастрофы супругом, устанавливается выплата на основе социальных пенсий. Вдовам начисляется 125% от размера соц. пособий.

Размер минимальной выплаты для людей, не имеющих стажа, но достигших возраста 55 лет для женщин и 60 для мужчин получают 4454 рублей в 2021 году. Соответственно женщина, потерявшая мужа в результате аварии на ЧАЭС, будет иметь ежемесячно на своём счету 5568 рублей.

Женщина, оставшаяся вдовой в результате гибели военного супруга, получившего заболевание впоследствии катастрофы на электростанции, будет получать пенсию в большем размере.

Для таких категорий граждан, в случае подтверждения всех документов будет назначена минимальная выплата в сумме 200% от социальной пенсии в 2021 году, то есть 8908 рублей.

Для назначения пособия по случаю смерти кормильца вдова или другой родственник должны предоставить ряд документов в органы Пенсионного фонда по месту прописки заявительницы или в отделения многофункционального центра.

У претендента есть несколько вариантов обращения в органы для оформления пособия:

  • в ПФР по месту жительства;
  • в МФЦ, находящееся в районе регистрации;
  • для вдов военнообязанных потребуется визит в комиссариат по месту прохождения службы;
  • отправив письмо с копиями документов и заявлением заверенными нотариусом;
  • доставкой представителем в вышеуказанные службы с пакетом нотариально подтверждённых бумаг и доверенностью.

В случае отсутствия каких либо справок нуждающаяся в обеспечении в праве донести их в течение 3-х месяцев, и получать деньги с момента первого обращения.

Вдове, при подаче заявления потребуется предоставить пакет документов:

  • паспорт обратившейся;
  • свидетельство, подтверждающее законный брак с умершим;
  • СНИЛС;
  • документы, указывающие на участие кормильца в ликвидации катастрофы на ЧАЭС;
  • для военнообязанных военный билет;
  • реквизиты карты или счёта;
  • свидетельство о смерти супруга.

Помимо обязательных документов в пенсионном фонде могут потребовать выписку из домовой книги или справку о составе семьи. В случае, если подача документов производится доверенным лицом вдовы, то необходимо также предъявлять доверенность, заверенную у нотариуса.

Начисление проходит в порядке аналогичном переводу страховых пенсий. Начиная с 1-го числа, следующего месяца, на счёт заявителя поступает установленная ему выплата.

Вдова также моет определить способ получения денег:

  • на карту;
  • на сберегательную книжку;
  • получать дома с курьером.

Кстати, в третьем случае не важно физическое состояние получателя. Женщина может иметь инвалидность, а может иметь способность самостоятельно передвигаться.

Помимо страховой части пенсии родственники погибшего могут рассчитывать на фиксированную выплату установленную законом. Она рассчитывается в соответствии с минимальной выплатой по старости, и составляет 50% от этой суммы.

В 2021 году устанавливается порядок начисления родственникам, потерявшим кормильцев:

  1. Для потерявших одного родителя, вдов или других родственников размер фиксированной выплаты будет составлять 2491, 45.
  2. Для круглых сирот начисления производятся в двойном размере – 4982, 90.
  3. Граждане, потерявшие кормильца и проживающие в условиях крайнего севера, будут получать установленную минимальную сумму, умноженную на районный коэффициент.
Читайте также:  Учет рабочего времени медицинских работников в 2024 году

Материальное обеспечение нетрудоспособного населения в России, оставшегося без финансовой поддержки, не ограничивается только начислением пенсии. Существует множество программ по предоставлению льгот, жилья, бесплатного образования.

Льготы вдовам погибших чернобыльцев определены статьями 14 и 15 закона № 1244-I. К ним относятся:

  • получение жилого помещения от государства (при условии, что семья встала в очередь до 2005 года);
  • скидки при оплате счетов за коммунальные услуги и капремонт (до 50%);
  • сниженная цена при оплате топлива для обогрева дома, а также транспорта, доставляющего топливо (до 50%);
  • возможность устроить детей в школьные и дошкольные организации и в санатории без очереди;
  • возможность получать денежную компенсацию на питание детей, посещающих общеобразовательные учебные заведения;
  • получение места в пансионате для престарелых без очереди.

Все вышеперечисленные меры господдержки не устанавливаются автоматически. Их необходимо оформлять самостоятельно.

Для того чтобы получить жилье, нужно не просто быть вдовой чернобыльца, но и действительно нуждаться в улучшении условий проживания. Также важным условием является постановка супруга в очередь на получение жилищного сертификата. Правила получения льготного жилья определены Постановлением № 153. Одиноко живущая женщина может претендовать на 33 квадратных метра. На двоих государством положены 42 квадрата жилплощади. Если количество проживающих близких родственников больше, на каждого определяется по 18 квадратных метров. Если в собственности женщины уже есть дом или квартира, она должна отказаться от имеющегося жилья в пользу государства, чтобы получить от него новую жилплощадь. Если же она желает сохранить имеющийся жилой объект, работники местной администрации помогут рассчитать разницу между положенными и имеющимися метрами. Именно эту разницу оплатит государство, если она не менее 18 квадратов.

Чтобы претендовать на госпомощь, женщине нужно подать заявку на замену сертификата в связи со смертью мужа. К заявке прилагается следующие официальные бумаги:

  1. паспорт;
  2. ксерокопия сертификата, полученного мужем;
  3. копия свидетельства о смерти супруга;
  4. справка о расторжении договора с банком без расходования средств.

Если при этом вдовы проживают на зараженных территориях, работают там либо сами обладают удостоверением чернобыльца, им предоставляются дополнительные льготы, также описанные в вышеупомянутом законодательном акте.

Величина пособия зависит от его вида. На пенсию на постоянной основе могут рассчитывать родственники, которых умерший ранее полностью обеспечивал (они находились на его иждивении) в силу объективных причин. Аналогичное право у членов семьи возникает, если человек пропал (безвестно отсутствует). Соответствующее постановление выносит суд.

Как украинцам будут повышать пенсии в 2022 году: детальное пояснение по месяцам

В соответствии с Постановлением № 1210 пенсия инвалидности и в связи с потерей кормильца вследствие Чернобыльской катастрофы начисляется по формуле:

П = Зс * Кзс * Кв/100%, где

П — размер пенсии;

Зс — средняя заработная плата в среднем на одно застрахованное лицо в целом по Украине, из которой оплачены страховые взносы, за 2006 год;

Кзс — среднемесячный коэффициент заработной платы;

Кв — размер возмещения фактических убытков (в процентах).

Среднемесячный коэффициент заработной платы, в свою очередь, рассчитывается таким образом:

Кзс = Ск/К, где

Ск — сумма коэффициентов заработной платы (Кз1 + Кз2 + Кзn), за каждый месяц работы в зоне отчуждения в 1986-1990 годах;

К — количество месяцев.

Коэффициент заработной платы равен: Кз = Зв/Зсм, где Зв — сумма заработной платы за месяц Зсм — показатель среднемесячной заработной платы работников и служащих в отраслях экономики за соответствующий месяц (утверждены Постановлением КМУ от 20.11.2003 года № 1783).

По желанию лиц, принимавших участие в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, других ядерных аварий и испытаний, военных учениях с применением ядерного оружия во время прохождения действительной срочной службы и вследствие этого ставших лицами с инвалидностью, пенсия по инвалидности исчисляется исходя из пятикратного размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января соответствующего года, по формуле:

П = Зс*Кзс*Кв/100%,

где П — размер пенсии;

Зс — средняя заработная плата (доход) в Украине, с которой уплачены страховые взносы, которая определяется как средний показатель за 2014, 2015 и 2016 годы;

Кзс — среднемесячный коэффициент заработной платы, который учитывается при исчислении пенсии;

Кв — размер возмещения фактических убытков (в процентах).

Среднемесячный коэффициент заработной платы, который учитывается при исчислении пенсии (Кзс), определяется по формуле:

Кзс= (Зп(мин)*5)/Зс1,

где Зп (мин) — размер минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января соответствующего года;

Зс1 — средняя заработная плата (доход) в среднем на одно застрахованное лицо в целом по Украине, с которой уплачены страховые взносы за год, предшествующий соответствующему году.

Размер возмещения фактических убытков (Кв) определяется как процент потери трудоспособности, определенный органами медико-социальной экспертизы.

В случае изменения размера минимальной заработной платы производится перерасчет указанных пенсий исходя из размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января соответствующего года.

Ежемесячная дополнительная пенсия за вред, причиненный здоровью, согласно Закону Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» выплачивается в следующих размерах:

1) лицам, принадлежащим к категории 1:

из числа участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС:

лицам с инвалидностью I группы — 474,5 гривны;

лицам с инвалидностью II группы — 379,6 гривны;

лицам с инвалидностью III группы — 284,7 гривны;

для других лиц с инвалидностью, в отношении которых установлена ​​причинная связь инвалидности с Чернобыльской катастрофой:

лицам с инвалидностью I группы — 341,64 гривны;

лицам с инвалидностью II группы — 227,76 гривны;

лицам с инвалидностью III группы — 170,82 гривны;

2) лицам, относящимся к категориям 2-4:

лицам, принадлежащим к категории 2 — 170,82 гривны;

лицам, принадлежащим к категории 3 — 113,88 гривны;

лицам, принадлежащим к категории 4 — 56,94 гривны;

3) детям с инвалидностью, а также больным вследствие Чернобыльской катастрофы лучевой болезнью — 170,82 гривны.

Ежемесячная компенсация семьям за потерю кормильца вследствие Чернобыльской катастрофы назначается на каждого нетрудоспособного члена семьи, который был на его иждивении, в размере 113,88 гривны.

Повышение пенсий нетрудоспособным пенсионерам, которые проживают на территориях радиоактивного загрязнения составляет:

  • тем, кто проживает в зоне безусловного (обязательного) отселения — 13,2 грн.;
  • тем, кто проживает в зоне гарантированного добровольного отселения — 10% грн.;
  • тем, кто проживает в зоне усиленного радио экологического контроля — 5,2 грн.

Вопрос: Мой муж ликвидатор аварии на ЧАЭС 2 категории. Сейчас он ожидает назначения инвалидности. Будут ли после назначения инвалидности какие-то изменения в пенсионном обеспечении?

Ответ: Лица, пострадавшие вследствие аварии на Чернобыльской АЭС и которые отнесены ко 2 категории, имеют право на уменьшение пенсионного возраста, установленного статьей 26 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», в зависимости от года, в котором проводились работы в зоне отчуждения и периода проживания в зоне безусловного (обязательного) отселения (статья 55 Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» (далее — Закон)).

Инвалиды из числа участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и пострадавшие от Чернобыльской катастрофы, относительно которых установлена ​​причинная связь инвалидности с Чернобыльской катастрофой, относятся к 1 категории.

Отказ Пенсионного Фонда и позиция судов

Однако в Пенсионном Фонде ему отказали, т. к. формулировка причины инвалидности не указывает на право мужчины получать две пенсии.

Решением Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 17 октября 2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 7 февраля 2019 года, отказано в удовлетворении исковых требований Алексея Львовича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Петроградском районе Санкт-Петербурга о назначении заявителю второй пенсии как участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, ставшему инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы.

Суды исходили из того, что согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение пенсии по инвалидности и страховой пенсии по старости предоставляется гражданам, причиной инвалидности которых является военная травма; Алексей Львович же не относится к инвалидам вследствие военной травмы, а потому и не имеет права на получение одновременно двух пенсий.

Мнение Верховного Суда

Судьи Верховного Суда Российской Федерации согласились с Алексеем Львовичем в том, что граждане, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы (служебные обязанности), если они стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, приравниваются к гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, и имеют право на одновременное получение двух пенсий – пенсии по инвалидности по нормам Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».

Однако причин для получения права на две пенсии ВС всё же не усмотрел, т. к. одним из условий назначения страховой пенсии по старости является достижение мужчиной возраста 65 лет; возможность же одновременного получения гражданами двух пенсий, назначаемых в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», одна из которых – пенсия по старости, назначаемая гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, а другая – пенсия по инвалидности, данным Федеральным законом не предусмотрена.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *