Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Процедура наблюдения в деле о банкротстве юридического лица». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Основанием для решения Арбитражного суда о введении стадии наблюдения является статья №63 Федерального закона «О несостоятельности юрлиц». Механизм наблюдения позволяет определить все требования по порядку, а также признаки фиктивного банкротства. В документе прописаны дальнейшие действия, которые должен выполнить должник для реализации банкротства.
Особенности стадии наблюдения
Можно заметить, что стадия наблюдения числится первой в списке этапов и проводится в любом случае. Данная процедура является необходимой и применяется к должникам для обеспечения сохранности активов, а также проведения анализа деятельности юрлица. Кроме того, стадия наблюдения позволяет составить полный список требований со стороны кредиторов.
На этом важном этапе проводится общее собрание, на которое приглашают кредиторов и принимают несколько решений:
- Вводится или не вводится процедура санации (оздоровления) предприятия. Если решение положительное, то поступает ходатайство в суд.
- Принимается решение о введение внешнего управления.
- Составляется план действий.
- Поступает обращение в суд для введения конкурсного производства, если не используется оздоровление.
- Принимается решение о создании комитета кредиторов.
Какими могут быть последствия наблюдения
В результате проведения этапа наблюдения, юрлицо можно столкнуться как с положительными, так и отрицательными последствиями. Все будет зависеть от действий компании:
- Выполняются все требования кредиторов в рамках действующего законодательства.
- Приостанавливается работа по исполнительным документами.
- Перестают начисляться долги, в том числе штрафы, проценты и пени.
- Имущество должника невозможно изъять до окончания процедуры.
Разумеется, руководство не сможет принимать ряд решений, связанных с деятельностью компании. В период действия наблюдения за все решения отвечает временный управляющий, с которым нужно согласовывать:
- Принятие участие в любых сторонних организациях.
- Реорганизацию предприятия.
- Заключение договоров поставки и прочих соглашений.
- Привлечение инвесторов и капитала за счет выпуска ценных бумаг.
- Создание филиалов и открытие новых представительств.
Конкурсное производство
В случае невозможности погашения требований кредиторов на этапе наблюдения, арбитражный суд как правило переходит в процедуру конкурсного производства (реализации имущества). Указанная процедура преследует одну главную цель – погашение долговых обязательств путем формирования конкурсной массы и обращения входящих в нее активов в пользу кредиторов, не предусматривая возможности восстановления платежеспособности должника.
Конкурсное производство вводится сроком на один год и в условиях доказанности невозможности восстановления нормальной хозяйственной деятельности предприятия.
По общему правилу, конечным результатам конкурсного производства является реализация всего имущества должника и его ликвидация. Единственное отступление от этого правила – досрочное прекращение конкурсного производства вследствие введения внешнего управления, либо заключения мирового соглашения.
Все органы управления, а также собственники имущества должника отстраняются от управления деятельностью последнего (за исключением полномочий органов управления должника, уполномоченных в соответствии с учредительными документами принимать решения о заключении крупных сделок, принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьими лицами для исполнения обязательств должника), все распорядительные функции передаются конкурсному управляющему.
По своей сути конкурсное производство направлено на выявление всех возможных активов должника и их обращение в пользу кредиторов. Однако нередки случаи, когда данного имущества оказывается недостаточно для покрытия текущих и реестровых требований.
В рамках рассматриваемой процедуры предусматриваются и иные механизмы, способствующие максимально полному погашению кредиторской задолженности, как то — привлечение руководителей и иных контролирующих лиц должника к субсидиарной ответственности, а также взыскание с них убытков.
В том случае, если кредитор или конкурсный управляющий убеждены в недобросовестном поведении руководителей (иных контролирующих лиц) должника, приведших к возникновению долговых обязательств и невозможности их полного погашения, Закон о банкротстве предусматривает специальные основания, позволяющие привлечь руководителей и иных контролирующих лиц должника к субсидиарной ответственности. При таких обстоятельствах, вышепоименованные лица будут отвечать по всем непогашенным в процедуре конкурсного производства обязательствам подконтрольного лица.
Если же отсутствуют доказательства, свидетельствующие о доведении предприятия до банкротства, однако при наличии убытков, неправомерно причиненных втеми же субъектами, последние будут нести гражданско — правовую ответственность, соразмерную причиненным убыткам.
В конкурсную массу включаются денежные средства, поступившие в результате продажи имущества должника по результатам торгов, которые проводятся по результатам инвентаризации.
Далее, после формирования конкурсной массы происходит постепенное удовлетворение требований кредиторов.
Закон о банкротстве детальным образом регламентирует эту процедуру, предусматривая строгую очередность расчетов с реестровыми кредиторами. При этом требования каждой очереди могут быть удовлетворены только после полного погашения всех требований кредиторов предыдущей очереди. Между кредиторами одной очереди конкурсная масса распределяется пропорционально суммам их требований.
Законом предусмотрен первоочередный порядок погашения требований по текущим платежам. К таковым относятся расходы, связанные с проведением процедуры банкротства и обязательства должника, возникшие после возбуждения процедуры банкротства.
Процедура конкурсного производства хоть и является «крайней мерой» по задумке законодателя, однако именно она вводится в 90% всех банкротств, рассматриваемых Арбитражными судами. Данная ситуация обусловлена менталитетом Российских предпринимателей, которые предподичают в случае финансовых затруднений «простить» долги своим кредиторам и открыть «чистую» компанию по такому же адресу и с таким же наименованием.
Следующие две процедуры не так популярны в Россиской действительности и применяются когда есть реальная возможность к восстановлению платежеспособности Должника, т.е. реальной возможности расплатиться по долгам с кредиторами.
Несостоятельность (банкротство) юридического лица — это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Суть процедуры банкротства в том, что юридическое лицо, которое не в состоянии в полном объеме выплатить свои долги, выплачивает долги за счет своего имущества, после чего ликвидируется. Не выплаченные долги, на которых не хватило средств у организации, списываются.
Банкротство позволяет очистить экономический оборот от долгов, которые все равно не могут быть взысканы, из-за недостатка имущества.
Участникам (акционерам) признание юридического лица банкротом позволяет начать свою жизнь с чистого листа, не будучи обремененными долгами, нереальными к выплате.
Несостоятельность (банкротство) юридического лица регулируется статьей 65 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) и Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Процедура банкротства не применяется к казенным предприятиям, учреждениям, политическим партиям и религиозным организациям. Государственная корпорация или государственная компания может быть признана несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда (п. 1 ст. 65 ГК рФ).
Основания признания судом юридического лица несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливается законом о несостоятельности (банкротстве) (п. 3 ст. 65 ГК РФ).
Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы (п. 1 ст. 7 Федерального закона РФ от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).
Структура федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» структурирован следующим образом:
Закон делится на главы. Например, «Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ». Всего в законе 12 глав;
Главы состоят из статей. Например, «Статья 11. Права кредиторов и уполномоченных органов». Всего в законе 233 статьи;
Статьи могут состоять из пунктов. Например, «Статья 17. Комитет кредиторов» состоит из восьми пунктов. Пункты обозначены арабскими цифрами (1., 2., 3. и т.д.). Общепринятая практика делить статью на части, а затем на пункты и подпункты, но в Законе о банкротстве статья делится именно на пункты, а не на части;
Пункты состоят из абзацев. Например, п. 3 ст. 17 состоит из семи абзацев. Абзацы цифрами или буквами не обозначаются.
Критерии банкротства предприятия
Официальное признание банкротом возможно не во всех случаях, а только при соблюдении определенных Законом № 127-ФЗ условий. Помимо обязательных оснований существуют косвенные признаки, по которым опытный руководитель уже может понять, что организация находится в кризисе. Это, прежде всего, недостаток свободных средств; низкий уровень ликвидных активов; отказ в кредитных линиях со стороны финансовых учреждений; накопление долгов по заработной плате, налогам, расчетам с контрагентами; низкая рентабельность бизнеса; жесткая конкуренция на рынке и т.д.
Но всех перечисленных базовых критериев еще недостаточно – несостоятельными могут быть признаны те должники, которые соответствуют требованиям Закона № 127-ФЗ. Эти специальные условия величины и времени задолженности перечислены в стат. 3, 6 и 33 Закона «О несостоятельности». В чем же они заключаются?
Почему добровольное банкротство юридического лица выгодно
Есть две причины, по которым самобанкротство оправданно.
Первая – так нужно по Закону о банкротстве от 26.10.2002 № 127-ФЗ. Руководитель должен заявить о несостоятельности компании, если она не может платить по долгам. Если не заявит, то его оштрафуют или дисквалифицируют.
Вторая – так можно защитить интересы компании. В заявлении о банкротстве директор вправе указать дружественную СРО арбитражных управляющих. Если суд ее утвердит, тогда компания заполучит оттуда «союзника», принимающего во внимание интересы собственников и руководства бизнеса.
Ситуация будет не такой благой, если заявление о банкротстве подаст какой-то кредитор и суд назначит управляющего из отмеченной им «недружественной» СРО. При подобном раскладе процесс может затянуться, а расходы на него – вырасти.
В статье «Ликвидация бизнеса: какие способы существуют и почему от некоторых лучше отказаться» мы говорили о том, сколь велики полномочия арбитражного управляющего. А еще рассказывали о продолжительности процесса и о том, чем фиктивное банкротство отличается от преднамеренного. Почитайте, это интересно.
Этап 5. Ищем дружественную СРО арбитражных управляющих
Арбитражный управляющий – это тот, кто ведет банкротство компании. Как отмечали в начале статьи, отлично, если это будет свой человек. Поэтому этап сводится к тому, чтобы отыскать такого своего.
Однако важно знать: арбитражного управляющего назначает суд. Компания-банкрот лишь указывает свое пожелание в заявлении, причем отмечает не человека, а СРО арбитражных управляющих, при которой этот человек работает.
У суда нет обязанности учитывать такое пожелание, потому что по п. 5 ст. 37 Закона о банкротстве СРО выбирается случайным образом. Правда, конкретный порядок такой процедуры не определен, поэтому суд может выбрать ту СРО, что указана в заявлении банкротящейся фирмы. Тут все зависит от сложившегося в регионе подхода. Например, в Москве и Московской области суды обычно назначают СРО арбитражных управляющих, что отмечена в заявлении должника.
Вот два совета, которые дают эксперты по поиску подходящей СРО и арбитражного управляющего.
Анализ финансового состояния
При проведении всеобъемлющего анализа используется комплексный подход в изучении первичной документации: договора, платежные документы, бухгалтерские и налоговые регистры. Помимо этого проводится оценка грамотности и компетентности руководства в разрезе хозяйственных операций, сопоставляются факторы, приведшие к возникновению и критическому размеру кредиторской задолженности.
Для более точного и эффективного исследования представленных материалов, управляющий в праве воспользоваться квалифицированной помощью узконаправленных специалистов в сфере юриспруденции, финансовой аналитики, бухгалтерского учета и управленческого менеджмента.
Результатом проведенной работы является:
- Выявление моментов, свидетельствующих о фиктивности банкротства;
- Определение реальной ликвидной стоимости активов, их аккумуляцию и полное сохранение;
- Составление заключения о перспективах субъекта – должника и последующих действиях относительно него: поэтапное восстановление деятельности и позитивного платежного баланса или же полная ликвидация со списанием всех долговых обязательств.
Банкротство юридических лиц: основания и причины
Считается, что у организации есть признаки банкротства при следующих обстоятельствах:
- суммарный размер задолженности составляет 300 тысяч рублей и выше;
- имеются просрочки по платежам сроком не менее 3 месяцев перед любыми кредиторами;
- есть долги по выплате заработной платы, компенсаций за нанесение вреда третьим лицам. В таком случае срок невыполнения обязательств, которого будет достаточно при банкротстве юридических лиц для прохождения процедуры, определяет суд;
- образовалась просроченная задолженность по исполнительным листам.
Процедура банкротства предприятия: необходимые документы
Чтобы начать банкротство юридических лиц, потребуется следующая документация:
- заявление в произвольной форме, но с обязательным указанием реквизитов и контактных данных суда, обеих сторон судебного процесса, обстоятельств возникновения долгов и любых иных сведений, напрямую связанных с материальным положением юрлица;
- выписка из ЕГРЮЛ с реквизитами компании, которая проходит процедуру банкротства.
Остальной перечень документации будет зависеть от того, кто именно выступает инициатором подачи заявления. При добровольной процедуре банкротства необходимо предоставить следующий перечень:
- учредительные (регистрационные) документы;
- бухгалтерская и финансовая отчётность;
- решение учредителя или протокол собрания участников, на котором принято решение об обращении в суд для прохождения процедуры банкротства;
- копия акта проверки инспекцией налоговой службы, если это подтверждает финансовую несостоятельность (при наличии).
Если процедуру банкротства инициировал кредитор, он должен предоставить в суд:
- бухгалтерские документы, подтверждающие наличие задолженности у предприятия перед ним (акты сверок, накладные, счета-фактуры, акты выполненных работ, и т.д);
- паспорт (если заявление подаётся от физлица) или доверенность, если заявитель представляет интересы юрлица. Когда заявление подаётся руководителем, то вместо доверенности предоставляется приказ о назначении;
- иные документы, касающиеся обстоятельств дела (договоры, письма, переписки, и т.д.)
Стадии процедуры банкротства юридических лиц
Процедура банкротства состоит из четырёх основных этапов:
- наблюдение;
- финансовое оздоровление (санация);
- внешнее управление;
- конкурсное производство.
Завершение процедуры наблюдения
Наблюдение завершается введением следующей процедуры (финансовое оздоровление, внешнее наблюдение или конкурсное производство). Последующая процедура вводится арбитражным судом на основании решения первого собрания кредиторов.
Если первое собрание кредиторов не выбрало ни одну из процедур, то суд откладывает рассмотрение дела, но в пределах семи месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом и обязывает собрание такое решение принять (ст. 51 Закона о банкротстве).
Но если срок уже истек, то суд сам выносит определение о введении следующей процедуры при наличии соответствующих оснований:
- финансового оздоровления, если имеется ходатайство учредителей (участников) должника, уполномоченного государственного органа или третьих лиц, при условии предоставления достаточного обеспечения исполнения обязательств должника;
- внешнего управления, если у арбитражного суда есть достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена;
- конкурсного производства при наличии признаков банкротства и отсутствии оснований для введения других процедур.
Права и обязанности участников наблюдения
Участниками проводимых наблюдательных мероприятий выступают:
- Юрлица-должники.
- Займодатели.
- Независимый эксперт (временный руководитель).
Каким образом их действия регламентируются на законодательном уровне, можно рассмотреть в представленной ниже таблице:
Субъекты | Вправе | Должен |
Должник |
|
|
Займодатель |
|
|
Эксперт |
|
|
Каково окончание наблюдения как процедуры банкротства: последствия
Если во время разбирательств сторонам удается прийти к мирному соглашению, юрлицо и займодатели договариваются о выплате задолженности самостоятельно. Условиями погашения может быть предусмотрено: поэтапное внесение средств, предоставление должником товаров и услуг, соответствующих по стоимости размеру долга. Нередко в процессе оговариваются возможности продолжения сотрудничества. При таком раскладе наблюдательные мероприятия по признанию ЮЛ неплатежеспособным прекращаются. Компания может продолжать работать в прежнем режиме.
Когда же к обоюдному согласию прийти не удается, по итогам сведений о предприятии, полученных независимым экспертом, судебный орган может вынести решение о переходе на другой уровень банкротства:
- Финансовое оздоровление, направленное на восстановление платежеспособности юрлица и выплаты им задолженности.
- Внешнее управление с передачей полномочий управляющему.
- Конкурсное производство, целью которого является удовлетворение претензий займодателей.
Конкурсное производство
Конкурсное производство – это завершающая стадия процесса банкротства организации. Ее основная цель – адекватное удовлетворение требований, выдвигаемых кредиторами.
Базовыми особенностями конкурсного производства являются следующие:
- назначение конкурсного управляющего, который управляет принадлежащим должнику имуществом
- лишение организации-должника права управлять имуществом;
- приостановление делопроизводства по отдельным требованиям кредиторов;
- возможное оспаривание сделок должника, которые были им совершены до введения стадии конкурсного производства;
- создание из имущества, принадлежащего должнику, конкурсной массы;
- использование имущества, входящего в конкурсную массу, требований кредиторов.
Конкурсное производство может быть назначено на 1 год и продлено по решению суда максимум на 6 месяцев.
Полномочия конкурсного управляющего начинаются с момента его назначения судебным органом и завершаются только с окончанием всей стадии конкурсного производства. На этот период он получает исчерпывающий перечень полномочий по распоряжению принадлежащим организации-должнику имуществом.
Необходимость и преимущества банкротства
Популярность банкротства как одного из способов решения вопроса финансовой несостоятельности юридического лица объясняется тем, что грамотное проведение процедуры эффективно защищает интересы всех участников.
Преимущества открытия дела о банкротстве для компании-должника очевидны и заключаются в следующем:
- защита имущества организации на время осуществления мероприятия;
- возможность продолжения деятельности в случае успешного финансового оздоровления;
- снятие ареста с собственности компании, что увеличивает возможности для расчета с кредиторами;
- предоставление определенного лимита времени на ведение переговоров с кредиторами на предмет реструктуризации долга;
- списание части долгов.
Для кредитора запуск банкротства также выгоден. Основные его преимущества выражаются в возможности принять участие в выборе арбитражного управляющего, а также гарантиях законного распределения имущества должника между кредиторами, которые обеспечиваются жестким контролем над происходящим процессом со стороны арбитражного суда.