Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое духовная практика? Духовные практики: начальный уровень.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Автор курса Энергия мысли. Открой себя Анатолий Донской – доктор технических наук. Он посвятил более 30 лет изучению энергетической информатики, дисциплины на стыке физики и биоэнергетики. Она изучает влияние энергии мысли на материальный мир.
Эволюционный цигун — авторский курс гранд-мастера восточных единоборств Яна-Спартака Поединкова. Он направлен на работу с жизненной энергией. Если вы чувствуете постоянный упадок сил и апатию, а жизнь как будто остановилась, то этот курс именно для вас.
С помощью упражнений для тела и дыхания вы сможете:
- восполнить недостаток жизненных сил;
- найти ресурсы для исполнения ваших желаний;
- избавиться от недугов;
- улучшить концентрацию.
Преимущества курса:
- Доступ к приватному чату, где вы можете задать вопросы наставникам.
- Неограниченное использование всех материалов.
- Домашнее задание с обратной связью.
Занятия не займут у вас много времени – всего полчаса в день в течение трех или шести недель (в зависимости от выбранного тарифа). Один шаг стоит 10 000 рублей, два – 17 000 рублей.
Курс «Активация мудрости души» поможет вам получить доступ к бесценным знаниям и опыту, накопленным вашей душой в прошлых жизнях. Он состоит из 16 видеоуроков, где вы постепенно погрузитесь в залы духовной памяти.
Для чего это? Душа, в отличие от разума, обладает бесценной мудростью. Получив к нему доступ, вы сможете сделать свою жизнь более осознанной, глубокой и получить ответы на волнующие вас вопросы. Вы также сможете обращаться к этому бездонному источнику знаний в трудные моменты жизни и в ситуациях серьезного выбора.
Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга
Преимущества курса:
- опытный тренер;
- участие в связанных вебинарах, где вы можете задать все интересующие вас вопросы;
- доступ к дополнительным материалам;
- закрытая группа в Facebook, где вы можете получить поддержку кураторов.
Стоимость курса 7 470 рублей при единовременной оплате. Возможна оплата в рассрочку — дважды по 4000 руб.
Многие причины имеют психологический характер.
В восточных духовных учениях часто говорят об эго личности, справедливо относя истоки страдания человека именно к нему и его стремлениям.
Психология также не обходит стороной тему эго. И если говорить, например, о психоанализе , где тема эго раскрывается достаточно полно, то с точки зрения этого учения, исток психологических проблем человека, а это ни что иное как внутренний дискомфорт (страдание), лежит в области неудовлетворенных желаний личности.
Разочарование от того, что твои желания не удовлетворены не исчезает бесследно, а локализуется в бессознательном человека и создает психологическое напряжение, которое проявляется в виде невротического состояния и поведения.
Это напряжение может проявляться двояко, как негативное психологическое состояние, которое по сути является страданием, или (и) в виде поведения, которое также часто является дезадаптивным, поскольку причины того, как мы реагируем на что-то, часто лежат не столько в самом текущем событии, сколько в нашем прошлом. Неудивительно, что такое поведение также часто не приводит к решению проблем, а наоборот, к их усугублению.
Этим и занимаются психологи, которые теми или иными способами корректируют поведение человека, когда архаичные поведенческие модели из прошлого просто заменяются на те, которые более актуальны на данный момент.
Например, если вы хотите построить отношения с партнером, то наиболее эффективным будет строить их исходя из сегодняшней ситуации, а не тянуть из прошлого старые проблемы с родителями и проецировать их на события, не имеющие отношения к настоящему моменту. К сожалению, многие люди поступают именно так, что становится поводом для появления все новых и новых проблем. И наше внутреннее напряжение только усиливается, приводя к неврозу и невротическим же реакциям.
Все это имеет свои последствия во многих сферах жизни, и если в обычной жизни мы можем долгое время «сливать» это напряжение, пользуясь многочисленными психологическим защитами, то для человека серьезно занимающегося такими вещами как медитации, это не всегда проходит, особенно, когда практика становится действительно интенсивной и эффективной.
Именно по перечисленным причинам некоторые психологи настоятельно рекомендуют не пренебрегать психотерапией людям, которые практикуют.
Почему практика приносит проблемы.
Все дело в том, что роль медитации – получение нового психологического опыта и этот опыт:
— во-первых, требует постоянно переходов на новые уровни осознанности бытия (прогресса).
— во-вторых, инициирует перемены, которые чаще всего входят в противоречие со скрытыми архаичными и не осознаваемыми нами моделями поведения.
— в-третьих, сокрытое доселе напряжение, накапливаемое нами в области бессознательного, начинает проявляться в виде эмоциональных состояний, доселе нам незнакомых, ведь эффективная практика ослабляет традиционные психологические защитные механизмы .
По перечисленным причинам происходит то, что можно назвать эмоциональным срывом, когда человек просто не выдерживает того, что происходит внутри него. Иначе говоря, это означает, что мы начинаем испытывать страдания, интенсивность которых в какой то момент превышает порог толерантности.
Возникает естественное желание устранить страдание и каждый делает это по-своему. В принципе вариантов не так уж и много.
В самом простейшем случае это обычное бегство, то есть, совершенно правильно связав свое негативное состояние с тем, что вы делаете, то есть с практикой, вы просто удаляете ее из своей жизни, перестав этим заниматься. Естественно такой путь не всегда приводит к желаемому результату, ведь если перемены в вас уже начались, то простого бегства может быть недостаточно.
В довольно большом количестве случаев включается рационализация и человек начинает объяснять себе то, что с ним происходит, просто перекладывая ответственность за происходящее на внешнюю причину. Можно например, убедить себя, что этот метод не подходит вам лично (что, кстати, может быть правдой), обвинить в происходящем с вами учителя, который недостаточно компетентен в своем деле, найти причину в неподходящем окружении и т.п.
Можно обвинить в неудачах самого себя, сказать себе, что у вас просто недостаточно способностей, много негатива, что у вас плохая карма, ну и так далее.
К сожалению, весьма часто такие мнения подкрепляют другие практикующие активно подкидывая подобные идеи друг другу.
Продолжительность практики
Итак, чтобы начать духовную практику, требуется лишь выбрать несколько её разновидностей (например, мантры, дыхание, работу с энергией, расслабление) и приступить к выполнению. Много времени поначалу это не займёт. Но продолжительность требуется наращивать. Главное — постепенно.
Начинайте с небольшого количества повторений каждой мантры, например, 9-ти. Если мантр много (соблюдайте разумный подход и здесь), можно снизить количество повторений одной до трёх. Постепенно увеличивайте его. Каждый день по одному. Раз неделю по три. Так, чтобы было комфортно. Чтобы вы успели привыкнуть.
Дыхание можно начать с минимального количества — 10-ти дыхательных циклов (вдох-выдох). Увеличивайте на 10 каждую неделю. Или сперва каждый день. После 30-ти — 60-ти — вы сами ощутите, когда становится тяжело — можно снизить темп, увеличивая количество раз в неделю.
Точно так же можно постепенно увеличивать продолжительность энергетической практики и расслабления, в последнем случае выполняя его более размеренно, плавно.
Утренняя практика может быть разминочной, то есть выполняемой с минимальным или небольшим количеством повторений. В таком случае вечерняя должна быть основной, длительность которой можно планомерно увеличить до часа.
Что же такое духовная практика?
Духовный рост возможен только в результате выполнения духовных практик. Не стоит думать, что уже после прочтения нескольких книг по эзотерике ты станешь более духовным и поймешь суть этого слова. Можно увидеть, как все больше народа начинают что-то там «практиковать». Но смотря на все это складывается впечатление что это что-то непонятное и далекое от реальности. А под духовным человеком видят каких-то завернутых узлом йогов, экзальтированных девиц и «зобмированных» сектантов.
Но на самом деле духовные практики вовсе не оторваны от жизни и не смешны, как кажется многим. Они являются сугубо практичными, поэтому требуют труда и могут принести конкретную пользу:
— развивают и укрепляют дух человека, т.е. его волю, интуицию, милосердие, любовь и так далее;
— дают возможность усилить связь со своей Душой и Высшими Я, осознать божественное начало;
— помогают нам ответить на многие жизненные вопросы;
— очищают ум и позволяют обрести внутреннюю силу;
— помогают достичь покоя и внутреннего счастья;
— восстановление взаимоотношения, обретение здоровья и т.д.
Если ты на данном этапе жизни начал интересоваться духовными практиками, то наверняка, заметил, что в интернете по данной теме существует «информационный хаос», в котором очень легко запутаться. С одной стороны хочется не попасться к «духовным гуру», желающих заработать на этом и пропагандирующих различные новые «мистические штуки» вокруг «духовной духовности», с другой – выбрать наиболее действенные духовные практики, которые точно дадут результат.
В моем случае именно это так и было. Куча информации, а куда податься непонятно. Столько течений, столько тренингов, семинаров. Тут одни методы работы, там другие. Мне, к сожалению, никто не мог подсказать, учителя у меня не было. И как всегда я начал испытывать одну практику за другой, наблюдая за их действием. Со временем я заметил, что во множествах духовных течениях они повторяются, а это могло говорить только об их эффективности. И сейчас я расскажу тебе о них.
Духовные практики: Начальный уровень
Верующим людям важно постоянно обращаться к Богу в своих молитвах — это наиболее привычный и простой способ установить связь со Вселенной. Для молитвы можно посетить храм или произнести ее дома в тишине и покое. Во время обращения к Богу человеку свойственно просить защиты, здоровья себе и близким людям, а также возносить хвалу Господу Богу с чувством благодарности в душе.
Суть: динамическая тренировка подходит далеко не всем. Кто-то больше предпочитает статические упражнения. В йогической практике статичными считаются те позы, которые человек удерживает максимально долго.
Польза:
- повышение выносливости;
- улучшение гибкости;
- развитие ловкости;
- появление силы;
- сбавление веса.
Такая практика хорошо может подойти не только молодым, но и пожилым людям (только после осмотра лечащего врача). Комплекс статических упражнений укрепляет здоровье. Но лучше всего постараться совместить динамику со статикой.
Суть: к местам силы принято совершать паломничество. Их энергетика оказывает благотворное воздействие на самого человека и на его жизнь. Изменяет психику и даже физическое состояние.
Чаще всего местами силы становятся религиозные и исторические объекты. Такие как: Храм Гроба Господня в Иерусалиме, пирамиды в Египте, Стоунхендж в Англии. Можно черпать силу из природы, например: в Аркаиме, в окрестностях горы Шаста или Кайлас, на озере Байкал.
Материальная практика и духовная практика имеют разные плоды
Плоды различной практики являются разными. Например, материальная практика приводит к улучшению материальной жизни человека: сильное тело, концентрированный ум, улучшенные условия жизни, слава и богатство. Духовная практика приводит человека к осознанию себя душой, близости к Богу и возможности получить возможность войти в Царство Бога. Это две противоположные практики, так как первая направлена на закрепление в этом мире и наслаждение им, а вторая направлена на отказ от чувственных удовольствий и уход из материального в духовный мир.
Мысль духовных учений заключается в следующем: материальный мир – это тюрьма. Человек может попытаться сбежать из неё, стать свободным и освободиться от заключения. А может постараться обустроиться поудобнее в собственной клетке.
Воздержание от причинения вреда
Вторая заповедь призывает нас воздерживаться от кражи никогда не брать ничего, нам не принадлежащего. Принцип «не брать чужого» — основа общей идеи непричинения вреда. Надо отрешиться от алчности и никогда не брать для себя слишком много. Говоря в позитивном смысле, это означает также использование любых вещей с чуткостью, смыслом и культивирование в себе чувства общности со всеми в феномене этой жизни и чувства равноправия всех в обладании нашей планетой. Чтобы жить, мы нуждаемся в планетах, мы нуждаемся в животных, включая даже насекомых. Весь этот мир живых существ вынужден пользоваться общими ресурсами. Это корабль определённых размеров с определённым числом плывущих на нём пассажиров. Мы жизненно соединены и с пчёлами, и с прочими насекомыми, и с дождевыми червями. Не будь червей, аэрирующих почву, не будь насекомых, опыляющих растения, мы погибли бы от голода. Мы все переплетены в этой симфонии жизни. Если мы научимся любить нашу землю, то сможем быть счастливыми независимо от того, чем именно заняты в нашем общем творчестве, счастливыми тем счастьем, которое вырастает из удовлетворённости и гармонии. В этом источник истинной экологии. В этом источник доброго спокойствия в мире.
Мы видим, что мы нераздельны с землёй, что мы все из неё вышли и ею же соединены друг с другом. Исходя из этого чувства единства, мы смело можем делиться всем, что у нас есть, со всеми окружающими и жить жизнью, исполненной духовной щедрости ко всему миру и готовности прийти ему на помощь.
Итак, культивирование в себе действенной духовности и великодушия ещё одна фундаментальная составляющая развития.
Подобно тренировочным правилам, подобно внутренним факторам медитации, духовная щедрость и великодушие могут быть тоже предметом практики. Духовность в процессе её действенного развития формирует наши поступки, а сердце становится более сильным и открытым. Развиваясь, она ведёт к новым, более высоким уровням дарения и, соответственно, к более высокому переживанию счастья. Будда подчёркивал великое значение духовной щедрости в практике. Он говорил: «О, если бы вы только имели представление о том, что знакомо об этом чуде мне, о том могуществе духа, которое нисходит на человека благодаря простому акту дарения, вы никогда не вкусили бы даже пищи, не поделившись хоть с кем-нибудь».
Духовные практики бывают разные, но все они состоят из комплекса занятий, которые помогают человеку в самопознании, укрепляют силу воли и самодисциплину. Такие упражнения помогают познать Бога, заглянуть внутрь себя, побороть комплексы и страхи.
С древних времен люди задавались вопросами о своем происхождении, цели существования. В определенный момент появилась потребность в создании определенной системы, которая приносила бы мир и покой в душу. Такие системы стали существовать благодаря древним религиозным традициям. Например, йога — это индуистский философский порядок.
Понятие затрагивает изучение глубоких человеческих чувств и переживаний (любви, счастья, одиночества, радости и прочих). Практикующие заглядывают внутрь себя, ищут смысл добра и зла, жизни и смерти.
Зачем нужна духовная практика
Духовность помогает нам стать целостными. Мы идем по жизни и чувствуем, что нам не хватает чего-то или нам не хватает части себя.
Духовная практика исцеляет нас, позволяя прикоснуться к нашей истинной природе и снова осознать нашу целостность. Это то же самое, что делает с нами настоящая любовь. Обретение целостности следует за подлинной духовной практикой.
Следование подлинному, основополагающему опыту приносит мир не только нам самим, но и для всего мира.
Регулярная духовная практика дает нам возможность эффективно действовать и существовать в этом мире.
При этом, она не требует от нас каких-либо достижений или улучшения себя. Желание личного продвижения является реальной проблемой в духовной практике. Оценивание, суждение также вредно.
Духовная практика — это в значительной степени растворение эго, чтобы осознать свою истинную природу. Стремление к дальнейшему продвижению эго находится в прямом противоречии с подлинной духовной практикой любого рода.
Помните об этом. Истинный мир и счастье не могут быть достигнуты путем поощрения эго, только путем обретения целостности через подлинную духовную практику.
Выход в принятии всех обстоятельств.
И здесь немного оптимизма.
На самом деле, эгоистичный подход и те состояния, которые мы считаем негативными, ни что иное, как просто неотъемлемый и необходимый этап, который рано или поздно будет пройден при условии того, что мы понимаем и принимаем эту реальность.
Важно понять, что есть реальные обстоятельства, в которых мы находимся и нам, так или иначе, их необходимо принять как данность. Кто-то из нас богат, кто-то беден, кто-то здоров, кто-то болен, но в любом случае, эта та данность, в которой мы существуем и которую необходимо принять как точку отсчета, как то, что у нас есть сегодня, здесь и сейчас
Кто-то из нас богат, кто-то беден, кто-то здоров, кто-то болен, но в любом случае, эта та данность, в которой мы существуем и которую необходимо принять как точку отсчета, как то, что у нас есть сегодня, здесь и сейчас.
То же самое касается и внутренних обстоятельств. Возможно сегодня в нас есть добро и сострадание, но одновременно есть и гнев, злость, уныние, эгоизм, при этом и то и другое естественная данность сегодняшнего дня, которую, как и внешние условия, необходимо принять целиком и полностью.
00:04:52 Поэтому Бхагавад-гита разбирает разные пути, и разбирая все виды йоги, мы сейчас только на 4 главе находимся, но разобрав все виды йоги Бхагавад-гита приходит к выводу, что самым практичным является путь бхакти. То есть это путь, который даёт возможность за одну жизнь экстерном исполнить все обязанности, приступив сразу к исполнению главных обязанностей. То есть даёт возможность не проходить второстепенные обязанности, даёт возможность сразу приступить к основным обязанностям. Поэтому такой путь можно сравнить с экстерном.
00:05:51 Поэтому, если человек находится в этом процессе, он даже может почувствовать, как плотность его жизни становится максимальной. В действительности, за одну жизнь он получает возможность исполнять все виды обязанностей. Поэтому путь бхакти-йоги определяет сразу, что человек может уже не придерживаться своего психотипа. Он может выполнять любой тип обязанностей, который сейчас необходим для осуществления его духовного развития. То есть это тут же поднимает его над системой постепенного развития. То есть встав на путь этой йоги, этой особой йоги, человек приподнимается над обязанностями, как таковыми.
00:06:38 Обычно это неправильно трактуется. Обычно человек думает, что это освобождает его от обязанностей. Нет, это не освобождает от обязанностей. Наоборот, это добавляет ему обязанностей. То есть он не только обязанности своего психотипа теперь должен осуществлять, а он теперь обязан осуществлять любые типы обязанностей, которые возникают на его пути. То есть он уже не может от них отказаться. Все, они пришли, уже все равно, твой психотип, не твой психотип, подходит тебе это, не подходит. Все, обязанности пришли, ты их должен выполнять. Таков путь. Поэтому и появляется некоторый такой экстернат. Поэтому в нём тоже есть некоторые тонкости, в нём тоже есть некоторые моменты, которые описываются. Но этот путь уже даёт возможность достаточно быстро разобраться с этой ситуацией.
00:07:32 Поэтому да, они есть и вот эти пути и разбираются в Ведах и 99% Вед разбирают постепенный путь. И лишь только маленький процент трактатов разбирает путь экстерна, потому что экстернат — это всегда достаточно исключительное событие. Не так уж много людей сдаёт экстерном. Поэтому, скажем так, может быть даже и не рассчитано на массовость на какую-то [неразборчиво]. Но для желающих в действительности разобраться быстро во всём, пройти путь как можно быстрее, даётся такая система, система бхакти. Поэтому она и называется системой преданности. Потому что, чтобы пройти быстро что-то, нужно этому предаться, нужно этому пути предаться, то есть нужно отдать всего себя. Чтобы экстерном сдать что-то.
00:08:38 Поэтому и этот путь йоги — это путь предания самого себя, то есть нужно полностью отдать все свои мысли, своё сознание, своё мышление, то есть буквально ум, тело и речь нужно отдать для духовного развития, чтобы экстерном пройти все эти постепенные ступеньки, которые в традиционной системе нужно было бы проходить тысячи и тысячи лет. Если, например, мы возьмём ту же систему аштанги, то есть она требует как минимум 10 000 лет, то есть достаточно долгий путь, минимальный. Поэтому выбор всегда есть, всегда мы можем как-то выбирать. Поэтому, если появилась возможность пройти быстрее, почему нет. Это достаточно разумно.
00:09:31 Однако нельзя думать, что это легко. То есть быстро не значит легко. Вот тут тоже появляется ошибка. Человек думает: «А, легко, все быстро», нет. Быстро не значит легко. Быстро значит нужно вот предаться, то есть нужно полностью вложить все своё сознание, все время, свои усилия, своё мышление. То есть это путь полного погружения. Если другие пути дают возможность погружаться на какую-то часть своего сознания, четырёхступенчатый путь по варнам, он даёт возможность на каждой ступени погружаться на какую-то часть, то есть выполнение своих обязанностей не полностью, то этот путь требует полного погружения. А целиком погружаться всегда не легко. Поэтому нельзя думать, что это легко, что это дешёвка. Ну вот если коротко. Ага, ещё вопросики пожалуйста.
Как священные писания влияют на человека?
00:17:42 [Вопрос]: «Можно ли приравнивать чтение священных трактатов и их изучение к молитве или нет? Или молитва это одно, а священные трактаты это что-то другое. Если допустим ты с утра 2 часа посвящаешь чтению, изучению священных трактатов [неразборчиво], это может считаться молитвой?»
00:18:10 [Рузов В.О.]: Сама по себе концепция духовного трактата — это тоже молитвенная концепция, так как сам по себе стих это тоже молитвенный стих. Но форма повторения разных стихов разная. Поэтому форма повторения стихов священных трактатов отличается от формы повторения стихов, которые берутся как молитвенные стихи. Поэтому методика разная.
00:18:43 Поэтому в принципе можно назвать это молитвой, Но вы не можете взять чётки, повторять стихи, например, Бхагавад-гиты на чётках, и засчитать это как молитвенную практику. Нет. Вы можете выучить эти стихи наизусть, как, например, в разных традициях это практикуют, учат, там Коран наизусть, ещё что-то, то есть выучивают, повторяют. Но это молитвенная форма, имеющая свои особенности. Это, скажем так, молитва для разума. Это молитва, рассчитанная на разум. Такая молитва из раздела гьяна-йоги, рассчитанная на размышления, на то, что разум обретёт форму. Священный трактат оформляет разум.
00:19:42 А буквально, если сейчас мы посмотрим на наш разум, каким-то тонким взглядом, то мы увидим, что наш разум разорван на куски, он имеет разорванную структуру. Это выражается в том, что наше сознание мечется: туда хочу, это хочу, то хочу, все хочу, а что сейчас? Метания происходят. Почему? Потому что сознание не целостно, разум не целостен. Если бы сейчас у кого-то был 49 глаз, то первое что бы он увидел, подвергло бы его в ужас. То есть у каждого человека разорвано сознание, всех надо лечить. Нужно делать операцию по сшиванию сознания, все разорвано, надо 108 швов наложить. И изучение священного трактата — это как сшивание разума, то есть мы кусочки разума пришиваем к общему тонкому телу. И появляется целостное мышление, называется однонаправленный разум, буддхи, такое целенаправленное сознание, и тогда уходит этот элемент метания. Человек точно знает, что он хочет.
00:20:55 Поэтому он становится стабильным, соответственно он становится верным, он становится надёжным. С этим человеком уже спокойно, уже ему доверяешь, уже он эффективен, потому что он идёт к своей цели. Его жизнь начинает разрешаться, то есть все в его жизни разрешается. Поэтому изучение священного трактата — это некоторая операция над собственным тонким телом, когда мы обретаем эту целостность. Это и есть эффект образования, так сказать, сформировать образ сознания, чтобы оно было целостным. А прямая молитвенная практика с повторением молитв для медитации — это очищение в сердце, очищение души. Это уже форма прямого общения с Богом, немножко другая функция. Поэтому, скажем так, немножечко цель другая. Поэтому лучше не путать.
00:22:14 Поэтому духовная традиция разделяет разные части духовной практики по разным целям. Поэтому сначала одно, потом другое, потом третье. Сначала человек встаёт, совершает омовение водой. Это очищает его грубое тело, физическое тело. Потом он повторяет молитвы, это очищает его сердце. С чистым сердцем он уже может подойти к изучению священных трактатов. Так он связывает воедино свой разум, разум становится однонаправленным. В этом состоянии он может идти в мир, добиваться поставленных целей, которые сформировались за этот этап очищения утреннего. Вечером он должен прийти опять восстановиться. Он должен опять помыться, опять подкроить, подремонтировать свой разум, обратиться к священному трактату, какой-то кусочек за день отрывается, нужно его обратно вернуть. Материальный мир он так устроен, пытается что-то от нас оторвать.
00:23:30 Как знаете, в русских сказках пишется, что и ветки деревьев хватали его за одежду. Вот я думал, это образное выражение, но недавно ехал по горной дороге на открытой машине, и ветки деревьев они, в действительности, хватали меня за одежду и отрывали прямо куски. Я не мог поверить. Когда я приехал, у меня уже были оторваны куски одежды, я зашивал их обратно. Пришлось выкинуть рубашку. И точно также материальный мир. Мы выходим в этот материальный мир и тут же в метро часть оторвали, там что-то оторвали, в очереди оторвали, на работе поотрывали отовсюду. И вечером человек уже весь такой разорванный приходит. Поэтому нужно опять восстановиться, подшить немножко. Сердце опять вернуть в спокойное состояние, разум подштопать, тело помыть с хлоркой, то есть вернуться в это изначальное состояние, чтобы примерно прийти в себя. Поэтому с одной стороны, и одно и другое это молитвенная практика или медитативная практика, но немножечко по-разному осуществляется, немножечко различные цели ставятся перед этим. А так в принципе можно. Ага.
Положительные стороны духовного развития
Если вы заинтересовались понятием духовного роста, это важный момент в вашей жизни. А если вы задались вопросом, как начать духовно развиваться, значит, сделали большой шаг на пути к счастливому и гармоничному существованию.
Чтобы быть по-настоящему духовным человеком, нужно работать над собой, тренировать духовность, как любой навык, который вам нужно освоить. Как именно тренировать? Лучше всего подойдут попытки решать проблемы окружающих людей, в том числе такие, которые мешают их развитию.
Когда вы начнете это делать, то сразу «убьете нескольких зайцев». Вы начнете больше верить в себя и в свои силы. Вы сблизитесь с людьми и сможете обрести новых друзей. Вы начнете лучше осознавать окружающую реальность и понимать, каково ваше место в ней. Конечно, будут и трудности. Но если вы станете рассматривать их как дополнительные возможности для духовного роста, то извлечете из них пользу. Ведь трудности показывают ваши слабые места, а значит, вы понимаете, куда направить усилия, где наращивать душевную броню.
Духовный рост поможет вам стать внутренне спокойным и целостным человеком, научит безусловной любви к окружающим, поможет поверить в себя. Все это будет очень полезно на вашем жизненном пути. Если ваш духовный рост будет идти последовательно и устойчиво, вас не сломят никакие беды и проблемы. Вы всегда сможете черпать силу из веры в себя и из любви к миру. Там, где другой человек сломается и опустит руки, вы только станете сильнее.
Помните: духовная практика предназначена для освобождения. Поэтому не стесняйтесь как начинать, так и продолжать. Добавляйте новые элементы, убирайте старые, возвращайте их, если не найдете ничего лучшего (иногда метод обнаруживается уже после). Существует множество способов. Все они ведут к одной и той же цели. Какой из них вы используете, не имеет значения.
Даже такие простые формы работы, как мантры, дыхание, чувствование энергии, расслабление, могут дать значимый духовный рост, особенно в сочетании с острым кризисом, который не оставляет иного выбора, кроме как углубить практику, то есть когда ничего другого сделать нельзя (или невозможно). Кризисные условия создают нужное давление для углубления, развития, изучения нового.
Хотя работа с негативной ситуацией (и связанными с ней чувствами, эмоциями) может быть эффективным методом духовного раскрытия, она не рассматривается здесь, потому что это нелегкий метод. Однако он не является сложным, если его удается усвоить. Практики, описанные выше, укрепляют и позволяют в полной мере справиться с негативом. Будьте достаточно отрешенными и присутствующими (в уме).
Не забывайте о теле. Хотя работа над ним сама по себе не принесет духовного прогресса, оно является храмом духа. Поддержание тела в форме (несмотря на сидячий образ жизни, если это вошло в привычку) также способствует улучшению дыхания — одного из самых эффективных упражнений.