Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности проведения встречной налоговой проверки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В любое время при осуществлении налоговой проверки (выездной, камеральной), в том числе на этапе подготовки решения по полученным результатам, члены комиссии имеют право инициирования встречной проверки. Комиссии разрешено затребовать у предприятия-контрагента или третьих лиц сведения, касающиеся хозяйственной деятельности рассматриваемой организации.
А с чего вдруг встречная проверка?
Такого понятия как «встречная проверка» в Налоговом кодексе вы не найдете. Суть встречной проверки состоит в том, что налоговики пытаются найти нарушения в деятельности проверяемой компании, запрашивая информацию и документы о ее деятельности у третьих лиц – контрагентов. Поэтому если вы получили требование о представлении документов либо информации, это значит, что одного из ваших контрагентов (покупателя или поставщика) либо уже проверяет, либо планирует проверить налоговая. Инспекторы могут назначить встречную проверку документов, чтобы проверить какую-то сделку, убедиться в ее наличии.
Документы, как правило, требуют, если проверка у контрагента уже идет. Информацию – если проверка только планируется, и инспекторам нужны данные о ваших взаимоотношениях, т.е. контрагента еще только «прорабатывают» с целью последующей проверки. Поэтому, получив требование о представлении информации, можете «обрадовать» своего делового партнера – скорее всего, ему надо готовиться к выездной.
Основания для обращения к компании за информацией или документами относительно деятельности третьих лиц (ее контрагентов)
Есть два основания для обращения к компании за информацией или документами относительно деятельности третьих лиц (ее контрагентов):
Во-первых, согласно пункта 1 статьи 9 НК РФ можно истребовать документы и информацию, касающиеся деятельности контрагента, но только в том случае, если проводится его проверка (или дополнительные мероприятия налогового контроля);
Во-вторых, согласно пункта 2 статьи 9 НК РФ можно потребовать информацию по конкретной сделке, касающейся деятельности контрагента, если она необходима вне рамок проверки.
При этом в первом случае, то есть в рамках проводимой у контрагента проверки, налоговые органы могут истребовать любые документы, указав их в требовании.
Здесь есть один нюанс – запрашиваемые документы должны касаться отношений с проверяемой организацией.
Так, например, нельзя запрашивать документы внутреннего учета (карточки бухгалтерских счетов, книги продаж, договоры с субподрядчиками и т. п. документы).
Во втором случае, когда в отношении контрагента проверок не проводится (вне рамок проверки), инспекторы имеют право только на получение информации и лишь относительно конкретной сделки. В этой ситуации никакие документы не могут быть затребованы.
Причем такую информацию можно затребовать исключительно у участников этой сделки либо иных лиц, располагающих информацией об этой сделке.
Ответственность за непредставление организацией истребуемых документов при проведении встречной проверки
Непредставление организацией в порядке ст. 93.1 НК РФ истребуемых при проведении налоговой проверки документов в установленные сроки влечет ответственность по п. 2 ст. 126 НК РФ (штраф в размере 10 тыс. руб.).
К обстоятельствам, смягчающим ответственность за совершение налогового правонарушения, могут быть отнесены любые обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность (пп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ).
При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза.
Учитывая, что п. 3 ст. 114 НК РФ установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания более чем в два раза (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ, Пленума ВАС РФ от 11.06.1999 N 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).
Правоприменительная практика относит к обстоятельствам, смягчающим ответственность, в частности:
-
совершение налогового правонарушения впервые;
-
незначительность допущенной просрочки в представлении документов;
-
большое количество истребуемых документов (целесообразно составить расчет временных затрат на изготовление копий истребуемых документов, согласно которому они превышают срок, отведенный на представление документов);
-
нахождение части документов в обособленных подразделениях или в архиве организации;
-
одновременное получение нескольких требований о представлении документов;
-
недостаточность материальных ресурсов для изготовления заверенных копий и т.п.
Представление документов для встречной налоговой проверки
Встречные проверки – это самый распространенный способ налогового контроля. При этом само понятие встречных проверок давно отсутствует в законодательстве. В то же время ст. 93.1 НК РФ позволяет налоговикам истребовать у организаций практически любые документы и информацию о других фирмах, с которыми те сотрудничали.
Обычно такие проверки проводятся для выяснения реального существования контрагентов и сопоставления документов, осевших у сотрудничавших фирм. Документы необходимы для подтверждения совершенных сделок, по которым были учтены расходы либо вычеты по НДС.
О том, что в отношении вашего контрагента идет проверка, вы узнаете из требования о представлении документов (информации), которое пришлет ваша налоговая инспекция. К нему должна быть приложена копия поручения от инспекции контрагента (п. 3 и 4 ст. 93.1 НК РФ), но и при ее отсутствии требование придется исполнить (об этом свидетельствует судебная практика).
Такое требование о представлении документов следует исполнить в течение 5 рабочих дней со дня получения либо в тот же срок сообщить, что не располагаете указанными документами (информацией) (п. 5 ст. 93.1 и п. 6 ст. 6.1 НК РФ). См. Пример 3.
Истребуемые документы представляют в виде заверенных копий по тем же правилам, как и для камеральных проверок (п. 5 ст. 93.1 и п. 2 ст. 93 НК РФ). Учтите, что законодательство не содержит конкретного переченя истребуемых налоговыми органами документов. Так что это могут быть любые документы, содержащие информацию, касающуюся деятельности проверяемого лица (письма ФНС России от 30.09.2014 № ЕД-4-2/19869, Минфина России от 09.10.2012 № 03-02-07/1-246 и от 08.10.2012 № 03-02-07/2-136). Не установлено ограничений и по периоду времени, за который могут быть истребованы документы (письмо Минфина РФ от 23.11.2009 № 03-02-07/1-519).
Налоговики вправе запросить не только копии документов, но и различные пояснения относительно контрагента. К примеру, информацию об условиях совершения сделки (письмо ФНС России от 30.09.2014 № ЕД-4-2/19869). Так что следует письменно ответить на все вопросы.
Если вы не имеете возможности своевременно передать документы (информацию), то следует попросить отсрочку (п. 5 ст. 93.1 НК РФ). Уведомление о продлении сроков представляют в порядке, аналогичном для камеральных проверок, см. Пример 4 (п. 5 ст. 93.1 и п. 3 ст. 93 НК РФ).
Если требуемые документы утилизированы в связи с истечением сроков хранения, то это также придется документально подтвердить (например, актом об уничтожении).
Неисполнение требования инспекции грозит существенными штрафами. Административный штраф на должностное лицо составляет до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ). Штрафы на организацию:
- за непредставление в установленные сроки истребуемых документов о других налогоплательщиках – 10 000 руб. (п. 6 ст. 93.1, п. 1 и 2 ст. 126 НК РФ);
- несвоевременное сообщение истребуемой информации – 5 000 руб., а за повторное деяние, совершенное в течение года, – 20 000 руб. (п. 6 ст. 93.1, п. 1 ст. 129.1 НК РФ).
Основные виды налоговых проверок
Налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов:
- камеральные (документальные) налоговые проверки;
- выездные налоговые проверки.
Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
Сравнительная классификация налоговых проверок (выездных и камеральных)
Камеральная проверка | Выездная проверка | |
Кто проверяет | Сотрудники местных фискальных органов | Сотрудники фискальных органов любого уровня |
Что проверяется | Документация только за отчетный период | Документация за период до 3 лет |
Причина проверки | Не требуется | Не требуется |
Регулярность | Каждый период, по мере предоставления деклараций | Выборочно |
Где проверяется | По месту расположения надзорной службы | По месту расположения проверяемой организации |
Кого проверяют | Всех налогоплательщиков (и физических лиц, и юридических лиц) | Только юридических лиц |
Что делается | Анализ предоставленной документации | Все действия, разрешенные НК РФ |
Сроки камеральной проверки: 3 месяца после подачи декларации. По декларациям НДС срок камералки составляет 2 месяца.
Приостановить камеральную проверку не могут. В распоряжении инспектора есть только отведенный ему срок.
Если налогоплательщик отправил уточненную декларацию, а срок камеральной проверки предыдущей версии расчета еще не закончен, то первоначальная камералка больше не проводится. Начинается камеральная проверка вновь поданного расчета. Все огрехи предыдущей декларации пропадают втуне.
При выявлении каких-либо нарушений налоговая не промолчит и обязательно сообщит об этом. После окончания камералки у инспекторов на это есть 10 дней.
Выездная проверка проводится не дольше 2 месяцев. Однако она может продлеваться до 4, а если очень понадобится, то и до 6 месяцев. В некоторых случаях инспекторы имеют возможность приостановить проведение проверки. Срок такого приостановления может достигать 6 месяцев.
В запросе о предоставлении документов по встречной проверке указывается, в течение какого срока налогоплательщик должен предоставить документы. Как правило, этот срок составляет 5 рабочих дней, в отдельных случаях может быть 10 дней. Поскольку встречная проверка является дополнительной мерой контроля либо частью другой проводимой проверки, регламентированного срока проведения у нее нет.
А с чего вдруг встречная проверка?
Такого понятия как «встречная проверка» в Налоговом кодексе вы не найдете. Суть встречной проверки состоит в том, что налоговики пытаются найти нарушения в деятельности проверяемой компании, запрашивая информацию и документы о ее деятельности у третьих лиц – контрагентов. Поэтому если вы получили требование о представлении документов либо информации, это значит, что одного из ваших контрагентов (покупателя или поставщика) либо уже проверяет, либо планирует проверить налоговая. Инспекторы могут назначить встречную проверку документов, чтобы проверить какую-то сделку, убедиться в ее наличии.
Документы, как правило, требуют, если проверка у контрагента уже идет. Информацию – если проверка только планируется, и инспекторам нужны данные о ваших взаимоотношениях, т.е. контрагента еще только «прорабатывают» с целью последующей проверки. Поэтому, получив требование о представлении информации, можете «обрадовать» своего делового партнера – скорее всего, ему надо готовиться к выездной.
Как проводится выездная налоговая проверка
Выездная налоговая проверка – это гораздо более сложное, длительное и негативное по своим последствиям для налогоплательщика мероприятие, чем камеральная проверка. Начинается выездная проверка со дня вынесения решения о ее проведении, которое проверяющие должны предъявить вам вместе со своими служебными удостоверениями.
Для проведения проверки вы должны предоставить контролерам помещение на своей территории. Если это невозможно, например, по причине того, что ООО зарегистрировано на домашний адрес или проверяют индивидуального предпринимателя, не имеющего офиса, то выездная налоговая проверка будет проводиться на территории налогового органа. В этом случае возникает проблема передачи в налоговую инспекцию множества ваших документов, поэтому иногда проверяющие соглашаются на то, чтобы проводить проверку во временно арендованном соседнем офисе.
Какую информацию могут запросить
Список документов, которые могут понадобиться для проверки, законодательством не определен. Обычно это документы, подтверждающие финансовые и иные операции с контрагентом: акты, счета-фактуры, накладные, договоры – список может быть очень большим. Если окажется, что документов, которые нужны налоговой, у вас нет, необходимо в течение пяти рабочих дней направить ответное письмо с сообщением об отсутствии данных материалов, иначе вас могут оштрафовать за нарушение срока представления документов. Однако и бежать со всеми материалами в инспекцию, «высунув язык», не стоит: безоговорочно выполняя требования налоговой и тут же отсылая все документы, есть риск самим попасть к ним на глаза и спровоцировать проверку в вашей компании, если найдутся расхождения с документами вашего партнера. Что же делать?
Встречная проверка – это истребование ФНС документов или информации, которые затрагивают:
1. Деятельность налогоплательщика. Документацию, могут востребовать предоставить контрагентов, госорганы, и в вообще любое лицо, которое может располагать какой-либо информацией о проверяемом;
2. Сделки, попавшие в поле зрения налоговиков. Сведения обяжут предоставить у участников сделки, и у тех, кто может иметь какую-либо интересующую органы информацию. К примеру, у перевозчика запросят договор поставки с заказчиком и информацию о его исполнении.
Кстати, в кодексе уже нет формулировки «встречной налоговой проверки», но процедура подобного контроля и сейчас применима как в камеральной, так и в выездных мероприятиях.
Запрашиваемые документы и информация
Сразу необходимо отметить, что четкого перечня возможных документов не существует. В связи с этим налоговые органы могут потребовать любые документы, которые каким-то образом имеют связь с проверяемой компанией.
Строительным компаниям так же следует знать, что налоговые органы могут запросить документы или информацию не только по проверяемой организации, но так же и по лицам, которые не состоят в договорных отношениях с организацией, но при этом относятся к деятельности заказчика строительства.
Чаще всего такими лицами становятся субподрядчики. Это происходит потому, что документы субподряда имеют отношение к деятельности заказчика по определенному строительству. Также следует знать, что при встречной проверке запрещено требование информации и документов, которые уже предоставлялись при камеральной или выездной проверке.
Кого могут проверять?
Как видно из определения встречной проверки, она не является самостоятельной процедурой налогового контроля. Налоговый орган вправе истребовать у юридического или физического лица документы, только если его деятельность была связана с налогоплательщиком, в отношении которого проводится выездная или камеральная налоговая проверка, и это лицо располагало сведениями о деятельности проверяемого налогоплательщика.
Отметим, что встречная проверка может проводиться не только у организации или физического лица, являющихся налогоплательщиками. В НК РФ установлено, что документы истребуются не у налогоплательщика, а у лица. А понятие «лицо» шире, чем понятие «налогоплательщик». В соответствии со ст.19 НК РФ налогоплательщики — лица, на которые возложена обязанность по уплате налогов. Так, например, физическое лицо — нерезидент Российской Федерации, не имеющее доходов от источников в Российской Федерации, может не являться налогоплательщиком ни по одному налогу. Но у этого лица могут быть истребованы документы в рамках встречной проверки, например, при проведении проверки гостиницы, в которой проживало это лицо, в целях определения полноты отражения гостиницей выручки от оказанных услуг.
В последнее время налоговые органы уделяют встречным проверкам существенное внимание. Это связано не только с возможностью использования таких проверок в целях выявления налоговых правонарушений. Так, в соответствии с Приказом МНС России от 24.10.2002 N БГ-3-06/598 «Об утверждении Методики оценки эффективности контрольной работы управлений МНС России по субъектам Российской Федерации» показатель удельного веса выездных налоговых проверок, в ходе которых были проведены встречные проверки, определяет один из коэффициентов, характеризующих работу Управлений МНС России. То есть увеличение количества встречных проверок, проведенных в рамках выездной или камеральной проверки конкретного налогоплательщика, улучшает показатель работы налоговых инспекций.
Кроме того, в отдельных случаях МНС России обязывает свои территориальные подразделения проводить встречные проверки при осуществлении выездных или камеральных проверок отдельных категорий налогоплательщиков. Например , в соответствии с Письмом МНС России от 15.06.2000 N АС-6-16/451 «Об усилении контроля за рассмотрением заявлений и документов, представленных организациями-экспортерами, для возмещения из федерального бюджета сумм входного НДС» проведение встречной проверки поставщика является для налогового органа обязательной процедурой при решении вопроса о возмещении НДС.
Запрашиваемые документы при проверке
Срок для представления документов составляет 5 дней. Инспекция может запросить абсолютно любые документы, которые относятся к проверяемой компании, например, договоры поставки или услуг и приложения к ним, акты, товарные накладные, счета-фактуры.
Документы представляются в виде копий, заверенных руководителем или другим уполномоченным лицом и печатью предприятия. Требование о нотариальном заверении копий является незаконным. Однако налоговый орган вправе запросить оригиналы документов для ознакомления.
Документы представляются в комплекте с сопроводительным письмом. На одном экземпляре сопроводительного письма следует поставить отметку налоговой инспекции о приемке документов. Это оградит организацию от необоснованных претензий налоговых органов. Если документы составлены в электронной форме, то они должны быть переданы в в электронном формате по телекоммуникационным каналам связи.
Если требование содержит значительный перечень документов, которые невозможно подготовить за 5 дней, то рекомендуется направить в инспекцию ходатайство об увеличении срока представления требуемой информации и указать желаемую дату полного представления документов.
Однако следует быть учитывать, что налоговые органы могут не удовлетворить ходатайство, так как это их право, а не обязанность. Если требуемые документы отсутствуют, то следует сообщить об этом налоговую инспекцию не позднее 5 дней с даты получения требования.
В каких случаях проводится встречная налоговая проверка
Подп. 1 и 2 ст. 93.1 НК РФ определено, что встречная налоговая проверка проводится в следующих случаях:
1. Если проводится выездная или камеральная проверка (абз. 1 п. 1 ст. 93.1 НК РФ).
При этом выездная проверка может быть даже приостановлена на время отправки встречных запросов. Эту норму регулирует подп. 1 п. 9 ст. 89 НК РФ; кроме того, она отражена в письме Минфина России от 28.10.2008 № 03-02-07/1-433.
2. После того как встречная или камеральная проверка уже завершена (абз. 2 п. 1 ст. 93.1 НК РФ).
Встречная проверка в таком случае проводится в период рассмотрения материалов и выступает здесь, согласно абз. 3 п. 6 ст. 101 НК РФ, как дополнительное мероприятие налогового контроля.
Кроме того, у налогового органа есть еще немного времени для проведения встречной проверки. В НК РФ нет четкого определения, когда мероприятия налогового контроля при проверке заканчиваются. Поэтому суды могут принять документы, полученные по запросам, проведенным уже после окончания выездной проверки, но до составления окончательного акта. На этот счет есть указание ВАС РФ, содержащееся в определении от 11.02.2010 № ВАС-24/10.
Судя по всему, ВАС принимает во внимание норму п. 2 ст. 93.1 НК РФ, которая определяет, что у третьих лиц налоговый орган может требовать информацию и вне рамок официальных проверок. Однако инспекторы вправе делать такие запросы лишь по конкретным сделкам.
В каких еще случаях может быть назначена встречная проверка, читайте в статье .
- Налоговая проверка — действие, которое носит процессуальный характер. Данная проверка должна осуществляться налоговой инспекцией. Основной целью проверки является выявление возможных правонарушений. В ходе проведения данной проверки производится сверка данных налогового контроля и данных, которые отражаются отчетными декларациями.
- Декларация — Правовой акт, формулирующий основные принципы, а также цели двух сторон.
- Встречная проверка — это проверка, проводимая органами ФНС. Целью выступает изучение финансово-хозяйственной деятельности контрагентов организации.
- Документ — разного рода носитель информации, который имеет реквизиты. Документ фиксирует всю основную информацию, которая отражает деятельность.
- Контрагент — сторона, с которой был заключен договор. Контрагентом может выступать как физическое, так и юридическое лицо, на которое возлагается выполнение разного рода обязательств.
Чем грозит встречная проверка
Пожалуй, еще один вопрос, который волнует предпринимателей — как бы самому не попасть впросак, выполняя требования налоговой, если найдутся расхождения с документами контрагента.
В рамках встречной проверки оштрафовать могут только за нарушение срока предоставления документов, но так просто чиновники не отстанут. Если выявят нарушение, то налоговую проверку все равно уcтроят, и хоть штрафы вменить не смогут, но положенную недоимку по налогу и пени вам придется заплатить.
Встречная проверка может принести немало забот, но, зная права и обязанности обеих сторон, риск возникновения неприятностей становится ниже.
Прежде понятие встречной проверки содержалось в статье 87 Налогового кодекса РФ (см. редакцию от 2 февраля 2006 г.). Формулировка была такая: если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика, связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (встречная проверка).
С 1 января 2007 года действует статья 93.1 Налогового кодекса РФ, регулирующая истребование документов (информации) о налогоплательщике или информации о конкретных сделках (введена Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ).
Но название осталось: на практике истребование налоговым органом у од-ной компании документов (информации) о другой компании (о сделках с контр-агентом) продолжают называть встречной проверкой.
Кроме указанной статьи эта процедура регламентируется также Порядком взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, утвержденным приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892@.
Рассмотрим подробнее, в чем же заключается так называемая встречная проверка, каковы ее особенности и какие меры ответственности могут быть применены к строительной организации по ее результатам.