Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В Белоруссии в 2024 году льготы Чернобыльцам на подоходный налог по статье 19». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Ликвидаторы, принимавшие участие в работах в пределах 10-километровой зоны в 1986 г. или не менее 10 суток в 1987-м, имеют право уйти на пенсию на 10 лет раньше общеустановленного пенсионного возраста. Мужчины этой категории в 2021 г. — в 52 года 6 месяцев, женщины — в 47 лет 6 месяцев, в 2022-м — в 53 года или 48 лет соответственно.
- доходы в размере стоимости товаров (работ, услуг), розданных (выполненных, оказанных) в рамках проведения рекламных мероприятий, если по условиям проведения этих мероприятий известны сведения о получателях таких товаров (работ, услуг), — со 186 руб. до 208 руб. по каждой выплате такого дохода (подп. 2.19 п. 2 ст. 196 Налогового кодекса Республики Беларусь; далее — Налоговый кодекс);
- доходы, полученные от физических лиц по договорам, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности, в результате дарения, в виде недвижимого имущества по договору ренты бесплатно, — с 9 338 руб. до 10 431 руб. в сумме от всех источников в течение 2024 г. (п. 22 ст. 208 Налогового кодекса);
- доходы, не являющиеся вознаграждениями за исполнение трудовых или иных обязанностей, полученные от:
- доходы в виде оплаты нанимателем за работника, а также профсоюзной организацией за члена своей организации страховых услуг страховых организаций Республики Беларусь, в том числе по договорам добровольного страхования жизни, дополнительной пенсии, медицинских расходов, — с 4 830 руб. до 5 395 руб. от каждого источника в течение 2024 г. (п. 24 ст. 208 Налогового кодекса);
- доходы, получаемые инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в виде безвозмездной (спонсорской) помощи, пожертвований, поступивших на благотворительный счет, открытый в банке Республики Беларусь, — с 18 660 руб. до 20 843 руб. в сумме от всех источников в течение 2024 г. (п. 29 ст. 208 Налогового кодекса);
- доходы, не являющиеся вознаграждениями за исполнение трудовых или иных обязанностей, полученные от профсоюзных организаций, объединений профсоюзов членами таких организаций в денежной и натуральной формах, — с 1 200 руб. до 1 340 руб. в сумме от каждого источника в течение 2024 г. (п. 38 ст. 208 Налогового кодекса).
Проиндексированы (увеличены) размеры стандартных налоговых вычетов по подоходному налогу:
- стандартный налоговый вычет физическому лицу в месяц увеличен со 156 руб. до 174 руб. при получении дохода, подлежащего налогообложению, в сумме, не превышающей 1 054 руб. в месяц (подп. 1.1 п. 1 ст. 209 Налогового кодекса);
- стандартный налоговый вычет:
- на ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца увеличен с 46 руб. до 51 руб. в месяц;
- для родителей, имеющих двух и более детей в возрасте до 18 лет или детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, увеличен с 87 руб. до 97 руб. в месяц на каждого ребенка;
- для вдов (вдовцов), одиноких родителей, приемных родителей, опекунов или попечителей увеличен с 87 руб. до 97 руб. в месяц на каждого ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца (подп. 1.2 п.1 ст. 209 Налогового кодекса);
- стандартный налоговый вычет, предоставляемый отдельным категориям физических лиц, увеличен с 220 руб. до 246 руб. в месяц (подп. 1.3 п. 1 ст. 209 Налогового кодекса).
Расширен перечень доходов, при получении которых в течение календарного года физические лица обязаны представить в налоговый орган налоговую декларацию (расчет)
С 1 января 2024 г. установленный пунктом 1 статьи 219 Налогового кодекса перечень доходов, при получении которых в течение календарного года физические лица обязаны представить в налоговый орган налоговую декларацию (расчет) в порядке, установленном статьей 222 Налогового кодекса, дополнен следующими доходами:
- доходы, в отношении которых физическим лицом неправомерно применялись особые режимы налогообложения, установленные Налоговым кодексом;
- доходы, подлежащие налогообложению по ставке подоходного налога, установленной пунктом 1 статьи 214 Налогового кодекса (13 %), и полученные от источников в Республике Беларусь в виде дивидендов, по трудовым договорам, а также по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности, если такие доходы за календарный год превысили в совокупности 200 000 руб.
В 2024 году власти намерены ввести очередные налоговые новшества. Возможные правки предусмотрены как для населения, так и для юрлиц. Одно из предложений — ввести дополнительный стандартный налоговый вычет по подоходному налогу для молодых специалистов.
Чиновники также хотят ввести новшества по налогу на недвижимость, но подробности не раскрывают.
Для учредителей сельскохозяйственных организаций могут ввести льготу по налогу на прибыль. Чиновники также рассматривают вариант, чтобы во внереализационные расходы включали деньги, которые были направлены на покупку и строительство имущества сельскохозяйственного назначения.
Одна из возможных налоговых правок касается применения инвестиционного вычета. Рассматривает вариант увеличить этот вычет и срок его применения (в том числе для крупных плательщиков, реализующих инвестиционные проекты).
С 2024 года повысят минимальный страховой стаж. Он необходим для получения трудовой пенсии. В этот стаж входит только то время, когда вы работали и работодатель платил за вас страховые взносы в Фонд соцзащиты. Сейчас минимальный страховой стаж составляет 19 лет. С 1 января 2024 года он вырастет на полгода — до 19 лет и шести месяцев.
Минимальный страховой стаж намерены повысить до 20 лет. По планам, это должно произойти в 2025 году.
Белорусы, которые не выработали страховой стаж не могут претендовать на трудовую пенсию, им могут назначить только социальную: мужчины — с 65 лет, женщины — с 60 лет. Сейчас социальная пенсия составляет 182,2 рубля.
Еще одно пенсионное изменение под вопросом. Так, чиновники хотят разрешить плательщикам налога на профдоход вносить больше средств в госбюджет, чтобы эти деньги шли в ФСЗН на будущую пенсию.
Повышенные ставки налога
Главным новшеством, пожалуй, является изменение ставок подоходного налога.
Для индивидуальных предпринимателей ставка подоходного налога от осуществления предпринимательской деятельности в прошлом году была увеличена с 16 до 20%. Теперь для тех ИП, у которых в текущем налоговом периоде доходы нарастающим итогом с начала календарного года превысят 500 тыс. белорусских рублей, ставка подоходного налога устанавливается в размере 30% в течение всего налогового периода. (п. 3 ст. 214 НК, п. 100 Проекта).
Кроме того, в новом году вводится ставка подоходного налога 25%. По этой ставке будет облагаться совокупность доходов, подлежащих налогообложению по ставке 13%, и полученных плательщиками от источников в Республике Беларусь в виде дивидендов, по трудовым договорам, а также по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности, в размере, превысившем за налоговый период 200 тыс. белорусских рублей (п. 8-2 ст. 199, п. 8 ст. 214 НК, п.п. 92, 100 Проекта).
При этом в течение налогового периода удержание налога налоговыми агентами с доходов плательщиков будет осуществляться по ныне действующим ставкам. А плательщики, получившие доходы, превышающие 200 тыс. белорусских рублей, будут обязаны представить в налоговый орган налоговую декларацию (расчет) по подоходному налогу в порядке, установленном статьей 222 НК (абз. 2 ч. 1 п. 2 ст. ст. 219 НК). Такая налоговая декларация представляется не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей статьей (п. 1 ст.222 НК). При этом к налоговой декларации прилагаются документы, подтверждающие право на получение налоговых вычетов, зачет налога, уплаченного за рубежом с полученного там дохода, а также иные документы.
Подоходный налог удержанный и перечисленный в бюджет налоговым агентом, или уплаченный плательщиком с доходов, начисленных за календарные месяцы налогового периода, в которых имеется такое превышение, подлежит зачету (подп. 1.9 ст. 219 НК). А вот налоговые льготы, предусмотренные статьями 208 – 212 НК, в том числе предоставленные налоговым агентом в течение налогового периода, к сумме доходов, превышающих 200 тыс. белорусских рублей, не применяются.
Таким образом, физлицам, получившим в течение года высокие доходы, вероятно придется собрать сведения обо всех выплатах из каждого источника, включая вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам и дивидендам. Налоговые агенты, у которых выплачивались эти доходы, обязаны предоставлять в инспекции МНС сведения о таких выплатах (п. 6 ст. 85 НК, постановление Совмина от 07.04.2021 № 201).
Перечень применяемых в 2024 году ставок подоходного налога представлен в таблице:
Ставка, % |
|
общая стандартная ставка |
13 |
доходы физлиц по трудовым договорам от резидентов ПВТ до 1.01.2025 г. |
13 |
по доходам, исчисленным в случае выявления превышения расходов над доходами, не удержанных налоговыми агентами, по не выплаченными выигрышам, по незаконной предпринимательской деятельности |
26 |
по доходам от осуществления предпринимательской деятельности |
20 |
по доходам от осуществления предпринимательской деятельности, если они нарастающим итогом с начала календарного года превысили 500 000 рублей |
30 |
по совокупности доходов, подлежащих налогообложению по ставке 13%, и полученных от источников в РБ в виде дивидендов, по трудовым договорам, а также по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и создание ОИС, в размере, превысившем 200 000 белорусских рублей в год |
25 |
по выигрышам в азартные игры |
4 |
дивиденды, получаемые физлицами — налоговыми резидентами РБ от белорусских организаций, если прибыль не распределялась: |
|
в течение 3 предшествующих календарных лет |
6 |
в течение 5 предшествующих календарных лет |
|
доходы физлиц по трудовым договорам от юрлиц и ИП, зарегистрированных с 1.07.2015 по 31.12.2025 г. в юго-восточном регионе Могилевской области (п. 1 указа от 08.06.2015 № 235) |
10 |
по доходам от аренды жилых/нежилых помещений, машино-мест – в фиксированных суммах |
приложение 2 |
Какие льготы предоставляются сегодня участникам ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС
— Действительно, удостоверения старого образца поменяли в России, вслед за ней — в Украине, то есть, «союзные» удостоверения стали недействительными. Поэтому подобная кампания началась и в нашей стране после принятия Закона Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий» от 6 января 2022 года №9-3 (далее будем называть его Закон). Настоящий Закон направлен на защиту прав и интересов граждан, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, эвакуированных, отселенных, самостоятельно выехавших на новое место жительства с территории радиоактивного загрязнения, проживающих на указанной территории, и иных категорий граждан, определенных настоящим Законом, — рассказала Ирина Леонидовна. — Статья 13-я этого Закона гласит, кто такие участники ликвидации, в 19-й прописаны льготы для тех, кто принимал участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в 1986-1987 годах в зоне эвакуации (отчуждения) и участников ликвидации других радиационных аварий. В 20-й статье данного Закона говорится о льготах для граждан, принимавших участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в 1988-1989 годах в зоне эвакуации (отчуждения), в 1986-1987 годах — в зоне первоочередного отселения или в зоне последующего отселения, и участников ликвидации других радиационных аварий.
Пенсия участников ликвидации аварии на чаэс
— Документами, подтверждающими право на пенсию по вышеназванному основанию, являются: удостоверение пострадавшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС, документы, подтверждающие факт (для 1986г.) или период (для 1987 г.) работы в пределах 10-километровой зоны.
- те, кто занимался непосредственно ликвидацией опасных последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
- те, кто занимался эвакуацией людей, живших в зоне поражения, а также сельскохозяйственных животных и ценностей, находившихся в этой зоне, – к этой категории отнесены и работавшие там люди и те, кто был направлен в командировку;
- военные, которых привлекали к работам, направленным на ликвидацию последствий аварии;
- служащие из состава ОВД, которые несли службу в месте аварии;
- граждане, принимавшие непосредственное участие в проекте «Укрытие» в 1988-1990 г.г.;
- все работники медицинских учреждений, получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медпомощи в период аварии;
- ликвидаторы аварии на ПО «Маяк» в 1957-1958 г.г. и в районе реки Теча в 1949-1956 г.г.
Гомельский Городской исполнительный комитет
— обеспечение бесплатным питанием на периодполучения общего среднего или специального образования на уровне общегосреднего образования в начальных школах, базовых школах, средних школах,гимназиях, лицеях, учебно-педагогических комплексах (кроме среднихшкол-училищ олимпийского резерва), специальных общеобразовательныхшколах, вспомогательных школах.
Наканунегодовщины катастрофы на ЧАЭС «Гомельские ведомости» напоминают основныепункты Закона Республики Беларусь «О социальной защите граждан,пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационныхаварий». Делаем это вместе с начальником отдела социальной ирадиационной защиты населения Лилией Фицнер.
— бесплатный проезд на железнодорожном транспорте в поездах региональныхлиний экономкласса, автомобильном транспорте, осуществляющемпригородные и междугородные перевозки в регулярном сообщении, крометакси, в поездах региональных линий бизнес-класса, межрегиональныхлиний, вагонах или поездах международных линий формирования Белорусскойжелезной дороги (в пределах Республики Беларусь) от места жительства доместа санаторно-курортного лечения и обратно, а также по направлениюгосударственных организаций здравоохранения от места жительства до местадиспансерного, амбулаторного или клинического обследования (лечения) иобратно;
— первоочередное трудоустройство на новом месте жительства припереселении с учётом профессии и квалификации переселяемого. Приотсутствии возможности такого трудоустройства им обеспечиваетсяпредоставление другой работы с учётом их желания и общественныхпотребностей или возможность обучения новым профессиям (специальностям) ссохранением в установленном порядке заработной платы на периодобучения.
Перспективы развития льготной системы
Основным фактором, который будет влиять на перспективы развития льготной системы, является финансовая составляющая. Бюджетные средства, выделяемые на оказание социальной поддержки, имеют свои ограничения, и разработка эффективной системы распределения и использования этих средств будет иметь ключевое значение.
Другим важным аспектом развития льготной системы является создание дополнительных механизмов и инструментов для оказания помощи чернобыльцам. Возможно, в будущем будут введены новые виды льгот или расширены существующие, а также улучшены процедуры и условия получения социальной поддержки.
Также следует отметить, что перспективы развития льготной системы зависят от общей экономической и социальной ситуации в стране. В случае стабильного экономического роста и развития социальной сферы можно ожидать, что государство будет уделять большее внимание вопросам льгот и поддержки чернобыльцев.
В целом, перспективы развития льготной системы для пострадавших от Чернобыльской катастрофы в Республике Беларусь выглядят обнадеживающими. Государство продолжает проявлять заботу о чернобыльцах и их семьях, обеспечивая социальную поддержку и развивая систему льготных мер. Необходимо надеяться, что в будущем эта система будет совершенствоваться и дополняться, чтобы оказывать максимальную помощь тем, кто нуждается в ней.
Льготы чернобыльцам в беларуси ст19
*принимавшим участие в ликвидации в 1986–1987 годах в пределах зоны эвакуации (кроме занятых в 10-километровой зоне) и участникам ликвидации других радиационных аварий, указанным в подпунктах 3.1–3.4 п.3 ст.13 Закона «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий», при условии наступления инвалидности независимо от ее причины (кроме лиц, инвалидность которых наступила в результате противоправных действий, по причине опьянения) – на 5 лет.
Неработающие граждане, заболевшие и перенесшие лучевую болезнь, неработающие инвалиды I и II группы вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, дети-инвалиды вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий имеют право на первоочередное бесплатное санаторно-курортное лечение (при наличии медицинских показаний и отсутствии медицинских противопоказаний) или оздоровление (при отсутствии медицинских противопоказаний) в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами Республики Беларусь.
— зачисление вне конкурса или преимущественное право на зачисление при равном общем количестве баллов для получения профессионально-технического образования, преимущественное право на зачисление при равном общем количестве баллов для получения среднего специального, высшего образования в порядке и на условиях, установленных законодательными актами Республики Беларусь, с обеспечением иногородних обучающихся местами для проживания в общежитиях на период обучения;
Льготы ликвидаторам и гражданам, пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС
- люди, проживавшие на пораженных территориях и получившие критические дозы облучения в период аварии;
- специалисты и рабочие, принимавшие участие в ликвидации;
- граждане, заболевание у которых выявили впоследствии по прошествии определенного времени с момента аварии;
- получившие инвалидность, связанную с лучевой болезнью;
- доноры костного мозга для пораженных (независимо от места проведения операции);
- проживающие в период с 1996 года по настоящее время в особых зонах на постоянной основе.
- Собрать документы, подтверждающие:
- личность:
- паспорт;
- свидетельство о рождении ребенка;
- льготную категорию:
- справку о том, что в момент аварии человек был зарегистрирован в соответствующем населенном пункте;
- подтверждение участия в ликвидации;
- справку об инвалидности;
- бумаги, показывающие родственные связи с чернобыльцем;
- иное.
- личность:
- Написать заявление в соцзащиту:
- придя лично в отделение по территориальному признаку;
- в многофункциональном центре;
- через портал Госуслуг.
Льготы Ликвидаторам Чаэс В Беларуси Ст 19 В 2021 Году
Участникам ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в 1988 – 1989 годах предусмотрено 25% от минимальной пенсии по возрасту. Гражданам, в отношении которых установлена причинная связь наступившей инвалидности с катастрофой на ЧАЭС, выплачиваются надбавки к получаемой пенсии в следующих размерах от минимального размера пенсии по возрасту: инвалидам I группы, детям-инвалидам в возрасте до 18 лет – 100%; инвалидам II группы – 75%; инвалидам III группы – 50%.
Дополнительно к пенсии участникам ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС назначаются надбавки. Занятым в 1986 – 1987 годах в зоне эвакуации (отчуждения), на эксплуатации или других работах на станции (в том числе – временно направленным и командировочным, призванным на специальные сборы военнослужащим и военнообязанным), как и участникам ликвидации других радиационных аварий, положена надбавка в размере 50% от минимальной пенсии по возрасту. В августе нынешнего года это составляет 24,7 руб.
Льготы ликвидаторам и гражданам, пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС
- люди, проживавшие на пораженных территориях и получившие критические дозы облучения в период аварии;
- специалисты и рабочие, принимавшие участие в ликвидации;
- граждане, заболевание у которых выявили впоследствии по прошествии определенного времени с момента аварии;
- получившие инвалидность, связанную с лучевой болезнью;
- доноры костного мозга для пораженных (независимо от места проведения операции);
- проживающие в период с 1996 года по настоящее время в особых зонах на постоянной основе.
- Собрать документы, подтверждающие:
- личность:
- паспорт;
- свидетельство о рождении ребенка;
- льготную категорию:
- справку о том, что в момент аварии человек был зарегистрирован в соответствующем населенном пункте;
- подтверждение участия в ликвидации;
- справку об инвалидности;
- бумаги, показывающие родственные связи с чернобыльцем;
- иное.
- личность:
- Написать заявление в соцзащиту:
- придя лично в отделение по территориальному признаку;
- в многофункциональном центре;
- через портал Госуслуг.
Льготы для «ЧЕРНОБЫЛЬЦЕВ»
Документом, подтверждающим право на льготы, отмечает специалист, в том числе надбавки к пенсиям, установленные упомянутым законом, является удостоверение пострадавшего от катастрофы на ЧАЭС, других радиационных аварий, выданное или перерегистрированное в установленном порядке в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 4 августа 2022 года № 407 «О некоторых вопросах обмена документов, подтверждающих право граждан на льготы».
— В первую очередь хочу отметить, что Закон Республики Беларусь от 6 января 2022 г. № 9-З «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий» направлен на защиту прав и интересов граждан, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, эвакуированных, отселенных, самостоятельно выехавших на новое место жительства с территории радиоактивного загрязнения, проживающих на указанной территории, и иных категорий граждан, определенных настоящим законом. Так, статья 13-я этого закона разъясняет, кто такие участники ликвидации, а в 19-й прописаны льготы для тех, кто принимал участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в 1986 — 1987 годах в зоне эвакуации (отчуждения), и участников ликвидации других радиационных аварий. В 20-й статье закона говорится о льготах для граждан, принимавших участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в 1988 — 1989 годах в зоне эвакуации (отчуждения), в 1986 — 1987 годах — в зоне первоочередного отселения или в зоне последующего отселения, и участников ликвидации других радиационных аварий. В статье 24 говорится о льготах для граждан, эвакуированных, отселенных, самостоятельно выехавших с территории радиоактивного загрязнения из зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения.