Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое заказ наряд на перевозку груза». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Заказ-наряд в грузоперевозках используется для оформления договора между грузоотправителем и перевозчиком на выполнение перевозки груза. Он содержит информацию о грузе, маршруте перевозки, условиях перевозки и оплате, а также подтверждает согласие сторон на выполнение перевозки. Заказ-наряд является основанием для оплаты услуг перевозчика и может использоваться в качестве доказательства в случае возникновения споров.
В каком случае используется заказ-наряд?
15. Перевозка груза с сопровождением представителя грузовладельца, перевозка груза, в отношении которого не ведется учет движения товарно-материальных ценностей, осуществляются транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования, заключаемого в письменной форме. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, договор фрахтования заключается в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства (далее — заказ-наряд).
Заказ-наряд может оформлять в двух случаях:
- если груз сопровождается представителем грузовладельца;
- если в отношении груза не ведется учет движения товарно-материальных ценностей.
Правила заполнения электронного заказа-наряда
1 сентября 2022 года вступило в силу Постановление Правительства от 21 мая 2022 года № 931. В этом документе закреплены правила обмена электронными перевозочными документами. Правила оборота электронных заказ-нарядов прописаны в Приложении 3, а схема — в Приложении 4.
В обмене электронным заказ-нарядом участвуют заказчик — фрахтователь и фрахтовщик — тот, кто осуществляет перевозку. Электронный документооборот между участниками перевозки реализован через операторов ЭДО, получивших специальное разрешение Минтранса. Оператор ЭДО направляет сведения, содержащиеся в документах в ГИС ЭПД.
Заказ-наряд заполняется онлайн в веб-сервисе, либо фрахтователь оформляет его в своей учётной системе. Затем документ подписывают с помощью УКЭП и передают через оператора ЭДО в ГИС ЭПД.
Какие важные документы нужны для особых случаев грузоперевозок по России
Иногда приходится доставлять необычную продукцию. Тогда необходимо иметь при себе официальные бумаги:
- удостоверение, по которому компании разрешена транспортировка огромных, опасных и других необычных партий;
- свидетельство, из него понятно, что водитель прошел специальную подготовку и может заниматься перевозкой, а также отработал и получил водительский стаж более 3 лет без перерыва деятельности;
- сертификат, который указывает на безопасность продукции и подтверждает свойства тары;
- знак отличия для необычных товаров;
- свидетельство о том, что ТС было подготовлено к выполнению задач;
- маршрут с прописанным сроком разрешения на доставку;
- Ф. И. О., адреса, телефонные номера всех лиц, которые имеют отношение к процессу отправки конкретной партии;
- путевой лист, где прописан номер опасности по всем требованиям ООН.
Если партия обладает слишком большие или необычные габариты, сильно отличается от привычных, то придется и на это получить разрешение. Иначе двигаться по дорогам не выйдет. За получение такой справки предстоит заплатить госпошлину.
Какое место занимает новый документ в правовой базе?
Для ответа на этот вопрос следует обратиться к первоисточнику — к тому нормативному акту, на основании которого приняты Правила перевозок грузов автомобильным транспортом (Утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272) (далее — Правила). Таким документом является Устав автомобильного и наземного электротранспорта (Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ), нормам которого Правила не должны противоречить. Они предназначены дополнять и порой конкретизировать общие предписания. Последние есть и в гражданском законодательстве, в частности в гл. 40 «Перевозка» ГК РФ уделено внимание договорам перевозки груза, фрахтования, провозной плате, подаче транспортных средств, срокам доставки груза, претензиям и искам по перевозкам грузов и др. В Правилах все эти вопросы рассмотрены детально, есть конкретные указания по урегулированию спорных ситуаций и разногласий при перевозке грузов. Систематизируем в виде схемы перечисленные нормативные акты, включив Правила перевозок пассажиров (Утверждены Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112), дополняющие правовое поле.
Правилами установлены порядок и условия:
— организации перевозки различных грузов автомобильным транспортом;
— обеспечения сохранности грузов, транспортных средств и контейнеров;
— перевозки грузов и предоставления транспортных средств для перевозки.
Новый документ охватывает основные виды перевозок грузов, причем для отдельных из них установлены переходные положения. В частности, перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении пока регулируется специальными Правилами, утвержденными Приказом Минтранса России от 08.08.1995 N 73. Но менее чем через год перевозка подобных грузов будет осуществляться согласно требованиям, установленным приложениями A и B к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30.09.1957 (далее — ДОПОГ). То же можно сказать о перевозке скоропортящихся грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении. Сейчас пока можно применять Правила перевозок скоропортящихся грузов, утвержденные Минавтотрансом РСФСР 25.10.1974 по согласованию с Госпланом РСФСР и Госарбитражем РСФСР, в части, не противоречащей действующему законодательству (гл. 40 ГК РФ, Правилам). Через год перевозчикам нужно будет руководствоваться Соглашением о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок, подписанным в Женеве 01.09.1970 (далее — СПС).
Перевозки грузов автомобильным транспортом в международном сообщении регулируются международными договорами РФ в области автомобильного транспорта, нормативными правовыми актами РФ и Правилами, хотя в последнем документе этому вопросу уделено мало внимания.
Остановимся на тех моментах, которые по праву можно назвать ключевыми в Правилах.
Предоставление подвижного состава для перевозки
Положения Правил по данному вопросу в большинстве своем повторяют нормы гражданского законодательства, поэтому выделим лишь конкретные предложения.
Во-первых, перевозчик в срок, установленный договором перевозки груза (договором фрахтования), подает грузоотправителю под погрузку исправное транспортное средство. Таковыми считаются автомобили и контейнеры, соответствующие установленным договором назначению, типу и грузоподъемности, а также оснащенные оборудованием. Подача транспортного средства и контейнера, непригодных для перевозки груза, приравнивается к неподаче ТС. Опозданием считается ситуация, когда транспорт прибывает в пункт погрузки с задержкой более чем на два часа от времени, установленного в согласованном перевозчиком заказе (заявке) или заказе-наряде.
Во-вторых, в общем случае сроки погрузки груза в транспортные средства и контейнеры, а также выгрузки из них стороны перевозки (фрахтования) определяют по взаимному согласию. В качестве ориентира можно взять Приложение 6 к Правилам, в котором выделены рекомендуемые сроки погрузки и выгрузки. Следует помнить, что в эти сроки не включается время, необходимое для выполнения работ по подготовке груза к перевозке на ТС.
В-третьих, при погрузке груза в транспортное средство и контейнер (выгрузке из них) стоит обратить внимание на Перечень работ, приведенный в Приложении 7 к Правилам. Если при погрузке и выгрузке с транспортного средства снимается контейнер, то подача порожнего контейнера грузоотправителю или груженого контейнера получателю оформляется сопроводительной ведомостью (Приложение 8 к Правилам). Документ фактически заполняет перевозчик, грузоотправитель и грузополучатель в нем делают только отметки о датах убытия, прибытия, состоянии контейнера, его пломб. Сопроводительная ведомость составляется в трех экземплярах — для каждой из сторон (грузополучателя, грузоотправителя и перевозчика), чтобы все могли проконтролировать перемещение порожнего и груженого контейнера.
В-четвертых, состояние груза при его предъявлении к перевозке признается соответствующим установленным требованиям, если:
— груз подготовлен, упакован и затарен в соответствии со стандартами, техническими условиями и иными нормативными документами на груз, тару и упаковку;
— при перевозке груза в таре или упаковке он маркирован;
— масса груза соответствует массе, указанной в транспортной накладной.
В-пятых, Правила требуют проводить маркировку груза в таре или упаковке, что в принципе должен делать грузоотправитель. По соглашению сторон маркировка грузовых мест может осуществляться перевозчиком (фрахтовщиком). Груз маркируется с помощью основных, дополнительных и информационных надписей, а также манипуляционных знаков. Представим их в таблице.
Маркировочные надписи груза |
Сопроводительные документы на перевозку груза
Есть документы, которые понадобятся независимо от типа перевозимого товара, и специфические, которые дополняют основной пакет.
Для осуществления перевозки у транспортировщика должно быть действующее водительское удостоверение с соответствующей категорией и все допуски, требуемые для работы с конкретным типом груза. Водитель должен пройти обучение и инструктаж о правилах работы на конкретном транспортном средстве.
В обязательном порядке требуются документы, подтверждающие право собственности или управления конкретным ТС. В пакет документации должен входить путевой лист, выписываемый компанией-отправителем перевозки.
При его оформлении должны обязательно указываться:
- сроки действия с конкретными датами;
- день и время, когда водитель прошел медицинское освидетельствование;
- фактический пробег автомобиля до отправления;
- расчет расхода ГСМ на конкретный маршрут.
Заказ-наряд на перевозку пассажиров
Все пассажирские перевозки можно разделить на два вида – регулярные и нерегулярные. Первые осуществляются на основании графика, заранее рассчитанного и составленного для провоза людей на том или ином виде транспорта.
Кроме этого деятельность оказания транспортных пассажирских перевозок с регулярными рейсами должна в обязательном порядке лицензироваться. Второй вариант провоза людей осуществляется время от времени и относится к нерегулярным поездкам, которые отдельно оформляют уже специальным документом – заказом-нарядом.
Если компания занимается также еще и нерегулярными перевозками, то ей следует знать, как правильно заполняется такой документ и используется. Что это за документ Если пассажирские маршруты нерегулярные, то это не обозначает, что они должны осуществляться в беспорядочном варианте и безответственно.
Внимание
Заказ-наряд – это документ, способный организовать перевозки пассажиров на автобусах по заказу в случае осуществления нерегулярных маршрутов. Так как пассажирские автобусные перевозки должны в обязательном порядке подкрепляться договором фрахтования, то в заказе-наряде также должны отражаться условия данного соглашения.
Фрахтование должно быть предусмотрено между транспортной компанией и компанией, сдающей в аренду автобус с целью осуществлять перевозки людей по нерегулярным маршрутам. Такие отношения регулируются законом – гл. 5 ст. 31 №259-ФЗ от 08.11.07 г., с вступившими 19.10.15 г.
в юридическую силу изменениями. Все нормы и требования к специфике заполнения заказа-наряда регулируются общими Правилами по надлежащей перевозке пассажиров (с багажом или без него).
Такие Правила определены федеральным законодательным актом №259-ФЗ (ст.27) от 08.11.07 г., правительственным Постановлением №112 от 14.02.09 г. (Раздел 3), измененного 28.04.15 г. А также административным Кодексом России, который управляет процессами привлечения к ответственности при допущенных нарушениях, в том числе и недостоверной информации в заказе-наряде. Например, если водитель отказывается предъявить сотруднику полиции заказ-наряд, то он может быть оштрафован на 5000 рублей. А отсутствие договора фрахтования вместе с заказ-нарядом влечет административные штрафы для физических лиц – 50 000 руб.
а юридических – 200 000 руб. Вот почему так важен такой документ, как заказ-наряд на перевозку пассажиров, у которых, к слову сказать, обязательно должны быть на руках свои проездные документы (билеты, талоны, путевки и др.). Следует также подчеркнуть, что на основании п.
Заказ-наряд на перевозку пассажиров
БЛАНК ЗАКАЗ-НАРЯДА ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ Вообще такие бланки в ходу практически в любой сфере, где требуется оформление заказного типа предоставления услуг или товаров, готовой продукции при специальном производстве чего-либо. В сфере транспортных услуг по предоставлению перевозок людей населению используются свои бланки заказа-наряда.
Сам документ очень привязан к договору фрахтования. Можно сказать, что этот документ – его спутник. Поэтому наряд должен всегда быть с водителем на время всей поездки – от начала до конца действия договора, отражающего заказ.
Правила, вступившие в силу с 25 июля 2011 года, устанавливают новые предельно допустимые параметры автомобилей, перевозящих грузы. Речь идет о габаритах, массе транспортных средств, а также об их осевых нагрузках.
Предельно допустимые габариты должны соответствовать следующим цифрам (указанные параметры включают в себя размеры съемных кузовов и тары для грузов, в том числе контейнеры):
- по длине:
- одиночное транспортное средство – 12 метров;
- прицеп – 12 метров;
- автопоезд – 20 метров;
- по ширине:
- все транспортные средства – 2,55 метра;
- изотермические кузова транспортных средств – 2,6 метра;
- по высоте: все транспортные средства – 4 метра.
Предельно допустимые массы транспортных средств таковы:
- для автомобилей:
- двухосных – 18 тонн;
- трехосных – 25 тонн;
- четырехосных – 32 тонны;
- для автопоездов:
- трехосных – 28 тонн;
- четырехосных – 36 тонн;
- пятиосных и более – 40 тонн.
Внимание
Заказ-наряд – это документ, способный организовать перевозки пассажиров на автобусах по заказу в случае осуществления нерегулярных маршрутов. Так как пассажирские автобусные перевозки должны в обязательном порядке подкрепляться договором фрахтования, то в заказе-наряде также должны отражаться условия данного соглашения.
Фрахтование должно быть предусмотрено между транспортной компанией и компанией, сдающей в аренду автобус с целью осуществлять перевозки людей по нерегулярным маршрутам. Такие отношения регулируются законом – гл. 5 ст. 31 №259-ФЗ от 08.11.07 г., с вступившими 19.10.15 г.
в юридическую силу изменениями. Все нормы и требования к специфике заполнения заказа-наряда регулируются общими Правилами по надлежащей перевозке пассажиров (с багажом или без него).
Такие Правила определены федеральным законодательным актом №259-ФЗ (ст.27) от 08.11.07 г., правительственным Постановлением №112 от 14.02.09 г. (Раздел 3), измененного 28.04.15 г. А также административным Кодексом России, который управляет процессами привлечения к ответственности при допущенных нарушениях, в том числе и недостоверной информации в заказе-наряде. Например, если водитель отказывается предъявить сотруднику полиции заказ-наряд, то он может быть оштрафован на 5000 рублей. А отсутствие договора фрахтования вместе с заказ-нарядом влечет административные штрафы для физических лиц – 50 000 руб.
а юридических – 200 000 руб. Вот почему так важен такой документ, как заказ-наряд на перевозку пассажиров, у которых, к слову сказать, обязательно должны быть на руках свои проездные документы (билеты, талоны, путевки и др.). Следует также подчеркнуть, что на основании п.
На чем «делать деньги»?
Это первый вопрос, который возникает при желании «уйти в бизнес». Ответ, на первый взгляд, прост и очевиден — на том, что люди всегда будут делать и за что всегда будут платить. Они будут есть (производство и продажа продуктов питания), одеваться (торговля одеждой и обувью различных ценовых сегментов), умирать (похоронные услуги). И, конечно, ездить. Так что пассажирские перевозки выглядят вполне привлекательным видом предпринимательской деятельности.
Однако следует учитывать, что это рынок с крайне высокой конкуренцией. Он давно «окучен» государственными, муниципальными и частными автотранспортными предприятиями. Поэтому на регулярных и таксомоторных перевозках начинающему индивидуальному предпринимателю мало что светит. Особенно после вступления в силу в июле 2015 года Федерального закона № 220 «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации». Остается «ниша» заказных перевозок. В отличие от регулярных и таксомоторных, заказные перевозки осуществляются по договорам и разовым заказам организаций и населения.
Перевозчик при заполнении заказа-наряда всегда должен руководствоваться Приложением № 4, которое находится в составе утвержденного правительством Постановления №112, и показывает, какие реквизиты должен содержать данный документ.
Именно они отражают те сведения, что необходимо заранее подготовить перед тем, как начать заполнение официальной бумаги на перевозку людей и их багажа по заказному маршруту.
Предварительная информация, подлежащая заполнению в бланке заказа-наряда должна быть следующей:
- Все юридически действующие реквизиты фрахтовщика – лица, предоставившего автобус со всеми свободными местами для перевозки конкретного количества людей и их багажа.
- Все юридически действующие реквизиты фрахтовщика – лица, которое будет осуществлять пользование автобусом для перевозки пассажиров определенным числом людей с их багажом (или без багажа).
- Нужно знать заранее, в какое точное число и время нужно подать автобус для посадки в него людей, время остановок по пути, а также конечная дата и время прибытия в конечный пункт маршрута.
- Должен быть список перевозимых людей.
- Персональные и контактные данные водителя или водителей, если перевозка пассажиров будет осуществляться посменно.
- Сведения о самом автобусе – его марка, мощность, государственные регистрационные номера и прочее.
- Должна быть заранее составлена смета, где в российских рублях будет указываться цена поездки для пассажиров и стоимость услуги, оказанной непосредственным перевозчиком – водителем, а также стоимость за аренду автобуса, которая должна быть выплачена фрахтовщику.
Все пункты, где должно указываться временные значения, обязательно следует заполнять поминутно, а в некоторых графах даже посекундно. Точное время позволяет правильно рассчитать стоимость оказания услуги.
В реквизитах юридических лиц или индивидуального предпринимателя следует указывать не только название организации, но также и сведения, относящиеся к налогам (ИНН, например), юридические данные, а также контакты, чтобы в случае чего, всегда можно было своевременно связаться с той или иной стороной договора.
Заказ-наряд – это документ, способный организовать перевозки пассажиров на автобусах по заказу в случае осуществления нерегулярных маршрутов. Так как пассажирские автобусные перевозки должны в обязательном порядке подкрепляться договором фрахтования, то в заказе-наряде также должны отражаться условия данного соглашения. Фрахтование должно быть предусмотрено между транспортной компанией и компанией, сдающей в аренду автобус с целью осуществлять перевозки людей по нерегулярным маршрутам.
Такие отношения регулируются законом – гл. 5 ст. 31 №259-ФЗ от 08.11.07 г., с вступившими 19.10.15 г. в юридическую силу изменениями. Все нормы и требования к специфике заполнения заказа-наряда регулируются общими Правилами по надлежащей перевозке пассажиров (с багажом или без него).