Лайфхак: как стать пилотом гражданской авиации, обязанности, требования

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Лайфхак: как стать пилотом гражданской авиации, обязанности, требования». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


История для пилота только начинается, после обучения в училище для лётчиков. Молодому специалисту выдают сертификат, который фактически подтверждает получение базовых знаний пилотирования гражданскими воздушными судами и 150 часов налёта. Для сравнения – у пилота гражданской авиации международных рейсов более 500 часов налета, на каждом воздушном судне международного класса.

Пилот гражданской авиации: кто это и чем занимается

Чтобы «набрать»(налетать) часы, молодые специалисты идут в маленькие авиакомпании. Если раньше они «набирались» на промышленных вылетах (например, на кукурузниках), то сейчас приходится искать себе дополнительное место работы. Иногда, для этого приходится сменить место жительства.

Профессия пилота, совсем не похожа на ту, которая представляется в сознании, которую показывают в кино: летный состав маленьких авиакомпаний далек от идеала, а как было сказано ранее, чтобы получить допуск к работе на авиалайнере, нужно «налетать» часы на нём.

Чтобы освоится, разобраться в управлении и чувствовать себя комфортно в новой кабине, должно пройти время.

Пилот гражданской авиации: обязанности

Пилот действует строго по должностной инструкции и законов, определяющих поведение воздушных судов гражданской авиации на маршруте. В должностные обязанности входит:

  • проведение дополётного брифинга;
  • ознакомление с маршрутом следования, погодными условиями (пилоты знают о турбулентности заранее), иной информацией, необходимой для проведения полёта;
  • знать необходимый уровень топлива (не всегда нужны полные баки – они только утяжелят самолёт);
  • осмотр воздушного судна: сначала корпуса: основных узлов (проверяют их на целостность, работоспособность, отсутствие сколов, трещин, недочетов), затем – приборные панели, всё содержимое кабины;
  • обязательная проверка чемодана с картами маршрута следования (это бумажные карты, которые спасут экипаж, если электроника откажет — здесь указаны все видимые ориентиры, аэропорты, аэродромы по пути следования) и бортового самописца, который называется «Черным ящиком» (он записывает переговоры экипажа, регистрирует параметры всего полёта).

Управление воздушным судном во время полёта включает важный пункт: капитан летательного аппарата обязан знать, применять основные алгоритмы действий, для принятия решения, во время чрезвычайных ситуаций на борту. При приземлении воздушного судна в аэропорту назначения, капитан регистрирует самолёт.

Плюсы и минусы профессии

Стать летчиком мечтают многие. Это не вызывает удивления: летчиком быть престижно, романтично, интересно и прибыльно — крупные российские авиаперевозчики обещают капитану воздушного судна зарплату от 400 000 рублей в месяц. Небо манит юношей и девушек, а перспективы заработка только укрепляют молодежь в желании выбрать эту профессию.

Однако есть в профессии пилота и свои недостатки. Прежде всего, это высокий риск. Дело даже не в том, что самолет может упасть из-за ошибки пилота или технической неполадки. Не выдержать может сам организм пилота, т. к. полет всегда сопряжен с перегрузками.

В профессии летчика нужна высокая стрессоустойчивость. Непредвиденные ситуации, сложные погодные условия, пьяные и буйные пассажиры. Это требует немалой выдержки от пилота, ведь параллельно с этим ему необходимо удерживать высокую концентрацию на процессе ведения воздушного судна.

Как стать пилотом гражданской авиации в России

Чтобы пройти обучение на пилота гражданской авиации, надо преодолеть непростой путь. К кандидатам в пилоты предъявляются серьезные требования:

  1. Сначала будущие пилоты должны пройти медкомиссию и психологическое тестирование. Проверку проводит специальная летная комиссия. У кандидатов должен быть хороший вестибулярный аппарат, здоровое сердце и сосуды и отличное зрение.
  2. Потом надо собрать необходимые документы: паспорт, аттестат, результаты ЕГЭ, военный билет, медицинский полис. В большинстве учебных заведений надо сдать экзамены по русскому языку, математике и физике.
  3. После этого идет конкурсный отбор. Абитуриенты дополнительно сдают нормативы и иногда внутренние экзамены.
  4. Если все этапы кандидат выполнил успешно и прошел по конкурсу, то он будет зачислен в учебное заведение.

Как пройти психологическое тестирование: примеры вопросов

Многие абитуриенты боятся именно психологического тестирования. Предлагаем вам ознакомиться с вопросами теста на пилота:

  1. Мне нравятся научно-популярные журналы по технике
  2. У меня хороший аппетит
  3. Обычно я просыпаюсь утром свежим и отдохнувшим
  4. По своему темпераменту я смог бы работать в библиотеке
  5. Я легко просыпаюсь от шума
  6. Люблю читать в газетах фельетоны и заметки о происшествиях
  7. Мои руки и ноги обычно теплые
  8. Моя повседневная жизнь заполнена интересными делами
  9. В данное время я работоспособен как всегда
  10. Я часто ощущаю комок в горле
  11. Люблю вспоминать свои сны, так как они иногда сбываются
  12. Мне нравятся детективные рассказы и таинственные истории
  13. Обычно я работаю с большим напряжением
  14. Раз в месяц или чаще у меня бывает понос
  15. Иногда мне в голову приходят такие мысли, что о них лучше никому не говорить
  16. Жизнь меня мало щадит
  17. Мой отец хороший человек
  18. Я очень редко страдаю от запоров
  19. Если мне предложат новую работу, я наверняка поинтересуюсь, кто еще претендует на это место
  20. В половом отношении моя жизнь удовлетворяет меня
  21. Бывало, у меня появлялось желание покинуть дом
  22. Временами у меня бывают приступы смеха и плача, которые трудно сдержать
  23. У меня бывают приступы тошноты и рвоты
  24. Меня мало кто понимает
  25. Иногда я представляю себя в роли певца (певицы)
  26. Знаю, что лучше промолчать, когда я взволнован
  27. Временами словно злой дух вселяется в меня
  28. Когда кто-нибудь причиняет мне зло, я испытываю сильное желание отплатить ему тем же, хотя бы из принципа
  29. Несколько раз в неделю у меня бывает изжога
  30. Временами мне очень хочется выругаться
  31. У меня бывают ночные кошмары
  32. Думаю, что мне труднее, чем другим, сосредотачиваться на какой-либо задаче или работе
  33. У меня бывают странные и своеобразные переживания
  34. Я очень часто кашляю
  35. Если бы мне меньше препятствовали, я наверняка достиг бы гораздо больших успехов
  36. Я мало беспокоюсь о своем здоровье
  37. Mеня миновали даже случайные неприятности на почве любви
  38. В детстве мне удавалось стащить какую-нибудь мелочь
  39. Бывает, у меня появляется желание что-нибудь разбить
  40. Иногда ловлю себя на желании сидеть и мечтать, чем что-нибудь делать
  41. У меня бывали периоды, когда месяцами, неделями или целым и днями я ничего не делал, так как не мог себя заставить включиться в работу
  42. Мои родные настроены против работы, которую я выбрал
  43. У меня беспокойный и прерывистый сон
  44. У меня часто болит голова
  45. Бывает, я говорю неправду
  46. Ныне моя способность оценивать что-нибудь лучше, чем в прошлые годы
  47. Раз в неделю или чаще я внезапно и без видимой причины ощущаю жар во всем теле
  48. Когда я нахожусь среди людей, бывает, слышу очень странные вещи
  49. Лучше, если бы многие законы были отменены
  50. Иногда я чувствовал, что умираю
  51. Физически я чувствую себя так же нормально, как и другие люди
  52. Я склонен проходить мимо своих школьных друзей или знакомых, которых давно не видел, если они со мной не заговаривают первыми
  53. Я верю в чудесные исцеления
  54. Думаю, что в общем произвожу благоприятное впечатление на людей, которые меня знают
  55. У меня отсутствуют боли в сердце и в груди
  56. Бывало, меня выгоняли из класса за плохое поведение
  57. Я общительный человек
  58. В хорошую погоду настроение у меня всегда улучшается
  59. Мне часто приходится выслушивать распоряжения от людей, которые знают меньше меня
  60. Я редко читаю передовицы в газетах. Одно время образ моей жизни трудно было назвать правильным
  61. В различных частях моего тела я часто ощущаю жжение, ползание мурашек, онемение
  62. Я справляю большую нужду без каких-либо затруднений
  63. Я могу так настаивать на чем-нибудь, что люди теряют терпение
  64. Я всегда любил своего отца
  65. Вокруг себя я иногда вижу людей, зверей и предметы, которые другие не видят
  66. Хотел бы так же быть довольным своей жизнью, как, видимо, довольны другие
  67. У меня отсутствуют боли в области затылка
  68. Я предпочитаю бывать среди людей одного со мною пола
  69. Мне нравится высказывать кому-либо свое расположение
  70. Думаю, что люди часто преувеличивают свои несчастья для того, чтобы вызвать сочувствие и получить помощь
  71. Меня беспокоят неприятные ощущения в области желудка
  72. Отрицаю, что я заурядное лицо
  73. Иногда я представляю себя в роли женщины
  74. Я довольна тем, что я женщина
  75. Временами я бываю злым и раздражительным
  76. Часто я нахожусь в подавленном настроении
  77. Мне нравится читать о любви
  78. Я люблю поэзию
  79. Меня трудно задеть
  80. Бывало, что я дразнил животных
  81. В работе лесника есть много хороших сторон
  82. Меня легко переспорить
  83. Безусловно — каждый, кто способен и хочет усердно трудиться, может многого добиться
  84. Довольно часто бывают ситуации, когда легко потерять надежду на успех
  85. Иногда у меня возникает желание потрогать чужие личные вещи, и пожалуй, даже завладеть ими, хотя они мне и не нужны
  86. Определенно, у меня отсутствует уверенность в себе
  87. Я мог бы работать цветоводом
  88. Безусловно считаю, что жизнь стоит того, чтобы жить
  89. Нужны очень веские доказательства, чтобы убедить большинство людей в истине
  90. Бывает, что я откладываю на завтра то, что следует сделать сегодня
  91. Я бываю снисходительным, когда надо мной посмеиваются
  92. У меня достаточно самообладания исполнять обязанности медсестры
  93. Уверен, что многие люди могут солгать, если это им выгодно
  94. Бывает, я делаю такое, о чем впоследствии сожалею
  95. Я регулярно принимаю участие в собраниях и других общест- венных мероприятиях
  96. Я очень редко ссорюсь с членами моей семьи
  97. Временами мне вдруг хочется сделать что-нибудь вредное или шокирующее
  98. Верю, что в конце концов справедливость восторжествует
  99. Люблю вечеринки и шумные веселые компании
  100. Я встречался с проблемами настолько богатыми возможностями, что затруднялся принять определенное решение
Читайте также:  Какая доплата за высшую категорию медсестры

Кого точно не возьмут в летное училище?

Требования к абитуриентам жесткие, поэтому отбор в летное училище проходят далеко не все. Врачебно-летная комиссия строго отсеивает всех, кто не соответствует их требованиям. Здесь мы собрали причины, по которым абитуриента точно не примут в летное училище. Если у вас есть какие-то признаки из списка, скорее всего, лучше не тратить время на подачу документов и медосмотр.

Итак, в летное училище НЕ возьмут кандидатов:

  • младше 16 лет;
  • старше 22 лет (если не служил в армии) и старше 24 лет (если служил);
  • старше 27 лет (если служил в армии по контракту, но не имеет офицерского звания);
  • людей с наркотической и алкогольной зависимостью;
  • состоящих на учете в наркодиспансере;
  • заключенных;
  • судимых
  • участников уголовного дела на стадии предварительного следствия;
  • имеющих проблемы со зрением, скелетом, пищеварением, слухом, обонянием, дыханием, кожей, нервной системой, кровеносной системой, сердцем;
  • Психически нездоровых.

Если же вы уже нашли дело своей жизни, но мечта о небе осталась, можно летать просто для себя. Для этого нужно пройти обучение и получить свидетельство пилота-любителя. Самолет можно приобрести в собственность либо брать в аренду только для полетов. Прохождение врачебно-летной экспертной комиссии для пилотов-любителей также обязательно, но препятствием к полетам будет только действительно серьезное заболевание.

В России такое обучение можно пройти в гражданских авиационных учебных центрах и аэроклубах. Обучение платное и совсем не дешевое. За курс обучения придется заплатить от 300 000 рублей. Сроки обучения варьируются от 2 до 10 месяцев. Здесь нужно учитывать, что теоретическая часть программы изучается, как правило, в группах, и на это уходит в зависимости от периодичности занятий от 2,5 до 3 месяцев. Это 306 часов теоретических занятий. Здесь изучают самолетовождение и навигацию, аэродинамику и авиационную метеорологию. Сюда также входит изучение авиационного законодательства и устройства самолета и двигателя.

Читайте также:  Определить сумму налога к уплате по итогам первого квартала

А вот практические занятия проходят индивидуально. Согласно Федеральным авиационным правилам, для того чтобы стать частным пилотом, требуется налетать как минимум 40 часов. При этом курсант может летать хоть каждый день, а может приезжать на аэродром только по выходным. Стоит учитывать и то, что способности у обучающихся разные. Иногда будущему пилоту-любителю и 40 часов может не хватить для того, чтобы овладеть программой. Получив свидетельство пилота-любителя, можно совершать самостоятельные полеты на легких самолетах, брать с собой семью и друзей. Но работать пилотом по найму или совершать перевозки за деньги вы не сможете.

Кто может стать частным пилотом

Чтобы управлять самолетом, не нужно обладать какими-то особыми характеристиками и показателями здоровья, как у космонавтов. Зачастую получение лицензии частного пилота мало чем отличается от получения водительских прав, только вместо автомобиля — самолет. К начинающим пилотам предъявляется всего три критерия: достижение совершеннолетия, наличие диплома о среднем профессиональном или высшем образовании, справка о прохождении медицинской комиссии ВЛЭК (врачебно-летная экспертная комиссия).

Если говорить о неприятностях, с которыми новичок может столкнуться во время практики (а она наступит не скоро, только после успешной защиты теории и многочисленных часов тренировок на авиасимуляторе), стоит упомянуть недомогание, которое некоторые авиалюбители называют воздушной болезнью. Она проявляется в таких симптомах, как общий дискомфорт, тошнота, головокружение. Все это не является показателем непригодности к полетам и проходит благодаря постоянной практике.

Девушки в малой авиации не редкость. Наталья Дмитриева уже более семи лет в авиации. Летчица облетела на легкомоторном самолете чуть ли не всю Россию и уж точно пол-Европы, побывала в Антарктиде и теперь готовится к кругосветному путешествию: «Авиация для меня — это свобода. В любое время я могу запрыгнуть в самолет и полететь туда, куда хочется. По делам или просто так — не имеет значения. Меня вдохновляет каждый полет. Сейчас летаю на самолетах-амфибиях Borey и ЛА-8 — готовлюсь к кругосветному путешествию женским экипажем в 2022 году. Умею управлять Як-18Т и Ceccna 172, а в собственности у меня советский самолет Ан-2. Путешествую в основном по России, но, если оказываюсь в Европе или США, не упускаю возможности взять самолет в аренду и осмотреть все с высоты».

Первая леди авиации: как Олив Энн Бич обеспечила своими самолетами армию США и работала с NASA

Любитель или коммерческий пилот

Получить права на самолет — это примерно как отучиться в автошколе.

Есть частная сфера: вы учитесь в любой удобной школе, потом покупаете машину и катаетесь в свое удовольствие. Хотите — возите себя на работу, детей в школу, родителей на дачу. Хотите — подрабатываете в такси или помогаете людям с переездами.

Есть коммерческие перевозки. Чтобы начать работать, нужно отдельно учиться водить грузовик, фуру или автобус, проходить проверки, получать лицензии на некоторые виды грузов. Это другие вложения и другой уровень ответственности.

В авиации все устроено примерно так же. Существует три уровня квалификации:

  • Пилот-любитель. Это как владелец частной машины: может управлять легким частным самолетом и возить на нем семью и друзей. Можно заниматься авиатуризмом, летать в гости к таким же любителям на соседний аэродром, снимать захватывающие ролики с высоты птичьего полета.

Где получить квалификацию: в учебном центре любого авиаклуба.

Важно: любитель летает для своего удовольствия. Брать деньги за полеты ему нельзя.

Международное обозначение: PPL (Private Pilot License).

Читайте также:  Изменение в статье 228 ч4 в 2024 году

Что нужно чтобы стать пилотом без образования?

Разумеется, не каждый человек пойдет учиться в ВУЗ, ведь отучившись 6 лет, потом придется еще долгое время наращивать свой опыт. Также этот вопрос интересен для людей, которые уже имеют высшее образование, и хотят летать, даже если им исполнилось далеко за 30 лет. Существуют специальные аэроклубы, которые на коммерческой основе дают лицензию после обучения. Тут есть свои ступени обучения:

  • на первой ступени выдается сертификат летчика-любителя, с ним можно летать, но работать запрещено. Вы можете летать, например, на собственном небольшом самолете с друзьями или родными;
  • после первой ступени доступно звание пилота коммерческой организации. Такая лицензия позволяет управлять легкими самолетами, участвовать в коммерческих рейсах на судне с одним двигателем, вылетать на короткие расстояния;
  • на последней ступени доступно звание линейного пилота со всеми вытекающими последствиями в виде разрешения водить любые самолеты.

Полеты на дальние расстояния

Последнее испытание для студента — полеты на дальние расстояния между несколькими точками. Их еще называют полетами кросс-кантри.

Это вершина пилотного мастерства. В них применяются все знания о самолете и его возможностях, навыки пилотирования, навигации, радиопереговоров, анализа погодных условий.

Как стать пилотом самолета — что сдавать и где учиться

Какие же требования выдвигаются будущим пилотам и где проходить обучение?

Перед началом овладения этой профессией нужно знать, что лишь наличие летного свидетельства дает возможность управлять самолетом. Выделяется три категории «летных» прав – частный пилот, коммерческий пилот и линейный пилот. Присвоение каждой последующей категории происходит постепенно, так что получить «линейного пилота» сразу не возможно.

Существует три основных места, где проводится обучение пилотированию и выдача летных свидетельств (лицензии на право управления самолетом/вертолетом). Это летное училище, академия гражданской авиации и коммерческие аэроклубы.

Для зачисления на обучение в первые два учебных заведения необходимо пройти экзамен по физической подготовке, а именно проявить себя в беге на дистанции 100м и 1000м, а также сдать нормативы в подтягивании.

Если результаты удовлетворяют комиссию, то человек «рекомендуется к обучению»

Важно понимать, что если на протяжении всего срока в училище или академии здоровье студента ухудшилось, то существует вероятность того, что пилотом по итогу он так и не станет.

Аэроклубы же более лояльно относятся к своим потенциальным ученикам, но по окончанию учебного курса пилот получает лишь первую категорию «летных прав» — частный пилот (пилот-любитель), что дает возможность совершать полеты лишь для собственного удовольствия.

Образовательные учреждения такого плана в основном существуют на основе бюджетных мест, но не все желающие попадут в них. Причина в прохождении медицинского обследования, любое отклонение от нормы может стать поводом для отказа.

У будущего пилота должны быть здоровые сердце, сосуды, легкие, нормальное артериальное давление, а вестибулярный аппарат без нарушений. Во время учебного процесса, студенты, а вернее, курсанты, неоднократно будут проходить комиссию, при любой проблеме со здоровьем, с профессией можно расстаться.

Медицинский осмотр пилоты проходят не только во время обучения, но и на протяжении всей своей рабочей жизни, проходят тщательно, с предвзятостью заглядывая вперед. Наверное, по этой причине в наше время выпускается гораздо меньше представителей этой профессии, чем буквально пару десятков лет назад, это ведет к тому, что, например, за пятилетний отрезок времени, на пенсию уходят в два раза больше пилотов, относительно поступающих на службу.

Для получения профессии военного летчика или пилота гражданской авиации нужно закончить профильное учебное заведение. Прохождение курсов подойдет только тем лицам, которые рассматривают полеты в качестве хобби. Получение сертификата в этом случае подтверждает статус пилота-любителя и дает возможность управлять сверхлегким воздушным судном.

Профессиональное обучение по направлению можно пройти в высшем или среднем специальном учебном заведении. В зависимости от типа учреждения и профиля это займет от 3 до 5 лет. Стоит учесть, что пилоты продолжают учиться и повышать свою квалификацию в течение всей карьеры.

Для поступления в ВУЗ или летную школу нужны высокие баллы по русскому языку и математике. Нередко дополнительно учитываются показатели по физике. Обязательно сдаются нормативы по физической подготовке. В процессе учебы студенты не только отрабатывают практические навыки. Они изучают маршрутизацию и навигацию, а также дополнительные дисциплины в зависимости от профиля.

При выборе учебного заведения нужно учитывать направление, в котором планируется работать. Пилотов военной и гражданской авиации готовят в разных ВУЗах и летных школах. Летчиком можно стать, освоив одну из следующих специальностей — «Системы управления летательными аппаратами», «Аэронавигация», «Испытание летательных аппаратов», Летная эксплуатация летательных аппаратов», «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения».

В России подготовкой пилотов занимаются следующие учебные заведения:

  • гражданская авиация — МГТУ ГА, Государственный университет гражданской авиации Санкт-Петербурга, Высшее авиационное училище в Ульяновске;
  • военная авиация — Высшее военное авиационное училище летчиков в Краснодаре, Высшее военное авиационное училище штурманов в Челябинске, Высшее военное авиационное училище летчиков в Сызрани.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *